Небо – его обитель

Среди десятков роскошных автомобилей и других ретро-объектов, выставленных на 21-й Олдтаймер-Галерее, перед посетителями предстанет Як-1 – легендарный истребитель Великой Отечественной войны.

10 июня 2012 года со дна озера Кривое недалеко от посёлка Сафоново-1 члены поисковой группы «Икар» подняли самолёт Як-1, приписанный к 20-му Истребительному авиационному полку ВВС Северного флота. В настоящий момент самолёт находится на реставрации в мастерских Музея техники Вадима Задорожного и лишь на четыре дня окажется в экспозиции Олдтаймер-Галереи, где все желающие смогут увидеть его в уникальном виде – деревянный каркас без обшивки, что позволит детально рассмотреть внутреннее устройство боевой крылатой машины.

Як-1 стал основным оружием наших летчиков. Истребитель производился с 1940 по 1944 год; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций. По сравнению с основным истребителем гитлеровской Германии Messerschmitt Bf-109E, наш Як-1 имел превосходство в скорости и всех видах маневра. Летчики машину любили – она была проста и легка в полете, неприхотлива в обслуживании. Почти все пилоты, заслужившие почётное звание Героя Советского Союза, помимо других самолётов, воевали на Як-1. Такими машинами был укомплектован французский истребительный авиационный полк «Нормандия — Неман». Единственный в СССР женский истребительный полк в январе 1942 года получил 24 самолета именно такого типа. И это про него пел Высоцкий: «Я – Як-истребитель, мотор мой звенит, небо – моя обитель!..»

История представленного на выставке экземпляра такова. 28 августа 1943 года младший лейтенант Демидов возвращался с боевого задания по сопровождению североморских конвоев. Это был его четвертый боевой вылет. Во время захода на посадку у лётчика возникла нештатная ситуация, и он был вынужден уйти на дополнительный круг. Горючего в баках его самолёта было мало, дотянуть до посадочной полосы аэродрома шансов практически не оставалось. Летчик совершает вынужденную посадку на гладь озера и успевает спастись, выбравшись из тонущего самолёта. В дальнейшем, младший лейтенант Демидов в боях сбил три немецких самолёта. Поисковикам понадобилось несколько лет, чтобы найти этот самолет. Вначале поиски велись на озере Черногубское. Затем, изучив архивные документы и познакомившись с воспоминаниями летчика, поисковики все же нашли самолет на дне озера Кривое. Работы по подъёму самолета велись более десяти дней.

Сегодня уникальная боевая машина, благодаря заботливым рукам реставраторов мастерских Музея техники Вадима Задорожного, обретает свою вторую жизнь, и уже очень скоро посетители музея смогут прикоснуться к ЖИВОЙ ИСТОРИИ легендарного самолета Як-1, сохранившего  память о Великой войне и о Великой победе!