За салом на Привоз

«Мене таки раз в жизни крупно повезло» — так на одесском языке (да-да, есть и такое наречие) звучит фраза «Я впервые в вашем городе». Уже много лет в моих планах стояла поездка в этот город-герой, но как-то все не складывалось.

А тут компания KIA, представляя новое поколение pro cee'd, предложила прокатиться из Одессы в Москву, чем ваш корреспондент и воспользовался.

Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика. Но! Частью своих впечатлений поделюсь. Первое, что сразу бросается в глаза (словно песок с пляжа «Ланжерон») по прибытии в этот портовый город, — атмосфера. Атмосфера не в физическом смысле слова, а сам настрой населения: сразу же после выхода из аэровокзала тебя встречают местные таксисты на драндулетах (иномарки), которые наперебой предлагают «сенегальцу» (житель СНГ) докинуть его до ближайшего отеля. Мы, как истинные «москали», отказались, за что и получили вдогонку фразу: «Идите к эбени фени», сказанную так ласково, приветливо и беззлобно, словно это никакое и не ругательство.

Первое место, куда мы пошли для знакомства с Одессой, стал пляж под звучным названием «Аркадия». К слову сказать, здесь все названия центральных улиц и различных достопримечательностей благозвучные, европеизированные. Что и неудивительно — ведь они носят имена дворянина де Рибаса (одесситы называют Дерибасовскую улицу не иначе как «Денди-стрит-Гапкенштрассе»), основателя самого города, французского аристократа Ришелье (да-да, потомок того самого кардинала из романа Дюма)…

Но вернемся на пляж. К большому сожалению, «трусы для купаться» не понадобились, ибо погода была довольно прохладная — градусов 20 тепла. Но, сидя за столиком прибрежного кафе, я с «ёжестью» наблюдал за одесситами, которые по песчаному пляжу смело заходили в Черное море. К слову сказать, сам пляж чистый, убранный. И это не только из-за того, что вход платный, — во всем городе не было видно какого-либо мусора. Совсем не так, как у нас в России: где жру, там и…

А какое удовольствие походить по мощенным центральным улицам, спуститься-подняться по Потемкинской лестнице, прогуляться по Приморскому бульвару, который, кстати, однозначно напоминает набережную в Ульяновске (по одной из версий, их строил один и тот же архитектор)! Здесь, в Одессе, нужно останавливаться как минимум на три-четыре дня, чтобы до конца прочувствовать всю юморную атмосферу города. Возьмем, к примеру, памятник апельсину, открытый совсем недавно, в 2004 году, на День города. Ну вот к чему он здесь, если в Одессе цитрусовые не растут? А все просто: этот фрукт спас город! В конце XVIII века, когда император Павел I после воцарения на престол остановил финансирование городского порта, местный магистрат, зная, что царь любит апельсины, постановил, что как только в порт прибудут фрукты, немедля их отобрать и отправить в Москву к императорскому столу. Павел, увидев такую расторопность, выделил недостающие средства на развитие порта. Одесса была спасена и приобрела свой нынешний облик.

Проезжая на автомобиле по центральным мостовым (которые, кстати сказать, KIA pro cee'd отрабатывает на ура), будьте предельно внимательны, не надейтесь на навигатор: здесь очень много улиц с односторонним движением. Так что смотрите на знаки, а лучше всего оставьте машину где-то поблизости и идите гулять пешком. Ибо как вы еще сможете заглянуть в какой-нибудь внутренний двор, где на вас сразу свешивается белье с веревки, перетянутой с балкона на балкон!

Но, увы, не все памятники архитектуры сохраняются тут должным образом. Взять, к примеру, одну из достопримечательностей Одессы — дом с одной боковой стеной, что в Воронцовском переулке. Если смотреть на него прямо, то ничего необычного вы не увидите — дом как дом, в три этажа, с балкончиками и обязательными занавесками и цветами около каждого окна. Но если посмотреть на него с другого угла, то складывается впечатление, будто за стеной этого дома ничего нет. Секрет архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сразу прилегает к фасадной, то есть строение имеет треугольную форму. Историческая справка говорит о том, что во время строительства этого здания не хватило средств на постройку боковой стены, вот и пришлось свести две стены вместе. Тогда никто и подумать не мог, что в итоге этот дом станет одной из достопримечательностей Одессы и будет вызывать море удивления и восхищения у гостей и жителей города. У знаменитого плоского сооружения есть еще и другие названия: «Дом одной стенки», «Ведьмин дом», «Дом без боковой стены». Сейчас там идет реконструкция, рядом планируется построить еще одно здание, которое закроет этот неожиданный архитектурный обман. Но все-таки, если выразиться одной местечковой фразой, «я торчу на Одессе».

Наш путь продолжается дальше. После старта из Одессы мы отправились в сторону Киева, который, к великому сожалению, увидеть практически не удалось — только из окна автомобиля. Заносим этот город следующим пунктом, обязательным для посещения. Трасса Одесса — Киев, кстати сказать, вполне достойна: 4-полосная, ровная и с разметкой. Удобно расположившись в KIA pro cee'd, мы проехали ее без ощутимых проблем. Только имейте в виду одну неприятную особенность местных «дайцов» (гаишников): они даже после службы продолжают нести вахту на дороге. Прибыль, естественно, кладя себе в карман. Наши коллеги напоролись на таких экземпляров, которые, стоя в форме, но без отличительных знаков, «срубили» за небольшое превышение скорости (предварительно замерив ее обычным — не удивляйтесь! — феном для сушки волос) штраф в три тысячи российских рублей. В жизни не поверю, что таков одесский юмор…

После сытного украинского обеда, состоящего из традиционных блюд (где, к слову, одних только видов сала не меньше пяти), едем дальше, в сторону Чернигова — самого северного областного центра Украины. Честно сказать, мы бы его обогнули по окружной дороге, но мой топографический кретинизм сделал свое дело, и мы — в центре города. И не сказать, что сильно об этом жалеем. Даже наоборот. Здесь обязателен к посещению пятиглавый восьмистолпный Спасо-Преображенский собор, который был построен в XI веке и сыграл значительную роль в формировании норм храмового строительства домонгольской Руси и Украины. В этом соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о полку Игореве». Да и сам город производит впечатление спокойного, умиротворенного и общительного. Я вот, к примеру, давно уже не видел телефонных будок. И раньше не встречал баннера, закрывающего реконструируемое здание, на котором было бы написано: «Скоро здесь будет банк. Или аптека. А может быть, кафе». И снизу приписка граффити: «А лучше книжный». Хоть и далековато от Одессы, но юмор все тот же…

Уже под вечер мы приехали к таможенному пункту, что расположен в Новых Яриловичах, на границе с Белоруссией (если вы на KIA cee'd со встроенной навигацией, то набирайте на экране название населенного пункта без пробелов, — небольшой, но неприятный «глюк»). И вот здесь нас ждала «засада»… По украинскому закону, который был принят буквально пару месяцев назад, тот, кто въезжает на территорию «незалежной» на автомобиле, должен это транспортное средство и вывозить. А так как мы ехали второй группой из Одессы в Москву (первая, соответственно, из Москвы в Одессу), получался «косяк». Но выход нашелся просто: организаторы ввозили и вывозили автомобили с помощью местных белорусских «партизан». То есть нам пришлось ждать трансфера на границе, а белорусы сели в машины и поехали стоять очередь. Если нам, сидя в микроавтобусе, пришлось проходить таможню пару часов, то на машинах это заняло больше пяти. И «обязательно не везите» с собой сала — его вывоз законодательно запрещен Украиной. При том «шмоне», что устраивают украинские пограничники, вы его точно не протащите.

А вот со стороны Белоруссии вообще проблем не было. Представьте себе ситуацию. Таможенник заходит в микроавтобус и просто спрашивает: «А у всех паспорта есть? Поднимите их вверх, чтобы было видно». И все! Вы уже на территории союзного государства. «Фу, наконец-то!» — сказал я себе, везя за пазухой шматок сала, взятый на Привозе… Белорусские дороги — это песня! Та, что идет от границы, хоть и 2-полосная, но с таким минимальным трафиком, что проблем с обгонами нет. Обочины чистые, много мест для отдыха — буквально через каждые 4–5 километров. Ну а до Гомеля, самого ближайшего крупного белорусского города, оставалось 30 километров. Ночь, здоровый сон — и снова в путь. Берем Москву! Всего 750 километров — и мы дома. Ну максимум восемь часов. Хотя опять играет мое топографическое «шестое чувство» — ну почему бы не заехать в Могилев? Всего лишь пара десятков километров… И вот здесь я не то чтобы расстроился, но был удивлен — навигация KIA не знает большинства улиц этого прекрасного, без преувеличения, белорусского города. Да и бог с ним, поедем по наитию…Что сразу бросается в глаза, так это памятники Героям Советского Союза, — их здесь 16. А сколько вы встретите памятников павшим в Великой Отечественной за всю дорогу, и сосчитать сложно…

И вообще, все возвращает тебя в счастливое советское детство, когда в магазинах не было одной кассы «на выход». Все по-старому: есть мясной отдел, есть хлебный и так далее… А какая чистота на улицах — Европа, а то и лучше!

И вот наконец-то Россия, Смоленск. Здесь остановка не то чтобы обязательна, она просто необходима — ведь это один из древнейших городов России с неимоверным числом храмов и церквей: храмы Соборной горы, Богоявленский собор — перечислить все не представляется возможным …

Ну а что в итоге? Общий километраж пробега составил 1500 километров, большинство из них по отличным трассам. KIA pro cee'd показала себя преимущественно с положительной стороны (но только для двоих, ибо на второй ряд сидений, кроме лялек, никого не посадишь). Бензин в Беларуси стоит 8100 рублей за литр (не-не, не пугайтесь, это «зайчики»), что в России равно примерно 30 рублям. Даже дешевле, чем в Москве. А вот в Украине цена бензина сразу подскакивает до 45–50 рублей на наши деньги.