4318

Полис ОСАГО по-президентски

Ни одно из предложенных на днях страховщиками изменений в «автогражданку» не облегчит жизнь водителя. И даже наоборот
В конце марта стрховщики, исполняя волю президента страны по модернизации института ОСАГО, обнародовали свое видение проблемы. Увы, но ни один пункт предлагаемых ими изменений не уменьшит количество проблем автовладельцев, считают в «Ассоциации по защите прав автострахователей».
Изображение Полис ОСАГО по-президентски

Сроки принятия нового законопроекта по ОСАГО поджимают. По указанию первого лица государства все поправки в ОСАГО должны быть рассмотрены уже к лету. И представители страхового сообщества стараются вовсю. Да вот беда: все их предложения направлены исключительно на то, чтобы увеличить свои и без того сумасшедшие сверхприбыли. Среди поправок, которые поддерживает «прфсоюз» страховщиков — РСА — точечное распространение закона о защите прав потребителей на ОСАГО, запрет переуступки прав требования, введение безальтернативного прямого возмещения убытков, Единой методики оценки ущерба и «европротокола». Все эти новации позволят им по-прежнему занижать выплаты или бесконечно тянуть с ними, лишат граждан возможности пользоваться помощью профессиональных юристов и крайне затруднят подачу исковых заявлений в суды.

 

«Европротокол» в одни ворота

Начнем с «европротокола». На сегодняшний день им пользуются лишь 8% автовладельцев страны. Чтобы поднять эту цифру, страховщики хотят повысить лимит выплат до 50 000 рублей повсеместно и безлимитными сделать такие регионы страны, как Москва и Санкт-Петербург. При этом «Ассоциация по защите прав автострахователей» обращает внимание на то, что с принятием таких поправок потребители услуг обязательного автострахования окажутся заложниками ситуации:

— В поправках к закону в пункте про «европротокол» прописано, что страховая компания в одностороннем порядке определяет сумму возмещения ущерба, — объясняет президент «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максим Ханжин. — И в суде это неоспоримо. Кто захочет при таких условиях оформлять ДТП по «европротоколу»? Все, как и прежде, будут ждать ГИБДД...

 

Кому — опт, а кому — розница

Не сходятся стороны и по вопросу Единой методики оценки ущерба, которая якобы должна уменьшить число судебных споров. Экспертная группа РСА находится на финишной прямой разработки этого документа. Но представители общественности не видят в методике актуальных и справедливых цен на запчасти. Слишком низкие расценки, ориентированные на оптовые закупки, и сервисы, производящие ремонт по смешным ценам – все это настораживает.

 

Ждите ответа пешим ходом

Также законопроект предлагает закрепить досудебную практику. По ощущениям самих страховщиков, потерпевшие сразу бегут в суд. Типа страховщик еще не знает о факте ДТП, а ему уже повестку из суда приносят. Поэтому, считают они, повсеместно должна практиковаться досудебная практика, чтобы человек сначала решал проблемы со страховой те-а-тет. Эксперты «Ассоциации по защите прав автострахователей» уверены, что из-за досудебной практики процесс разбирательств будет затягиваться минимум на месяц, ведь к стандартным 30 дням рассмотрения заявления о страховом случае прибавляется еще столько же в ожидании ответа на жалобу.

 

Даешь ОСАГО вне закона!

А распространяющийся на автострахование Закон РФ «О защите прав потребителей» — и вообще кость в горле у страховщиков. Они уже который год мечтают вывести ОСАГО из-под его действия. Но будь страховые компании клиентоориентированными, разве было бы столько страхов у страховщиков относительно судов и юристов?

— Те изменения, которые предлагаются внести в закон, направлены на то, чтобы повысить сверхприбыль страховщиков, узаконить занижение выплат и не идут на пользу рынку. Таким образом, институт страхования будет полностью дискредитирован, — сетует Максим Ханжин. — Что касается общественных организаций, то к нашему мнению никто не прислушивается, мы выступаем ширмой, за которой крупные игроки бизнеса решают свои вопросы...

Одним словом, страховое лобби не намерено решать проблемы ОСАГО с общественными защитниками автовладельцев. Проблемы обязательного автострахования как были, так и останутся, только будут называться иначе и качественных изменений для автомобилистов в ближайшее время не произойдет. ОСАГО как повозка, которую тянут лебедь, рак и щука: страховщики, ЦБ и защитники страхователей. Перетягивает сильнейший.