Европа привстала с колен

Статистические данные пока говорят о явном увеличении спроса на новые автомобили в Европе. Но тут не все так просто: топ-менеджеры автомобильных компаний по-прежнему настроены весьма скептически.

«АвтоВзгляд.ру» уже писал о том, что руководители крупнейших автомобильных компаний пока не уверены в том, что спад на европейском авторынке окончательно преодолен. Аналитики прогнозируют, что 2014-й закроется с 3-процентным ростом продаж, однако наиболее серьезные топы в этой отрасли (в числе которых глава «FIAT-Chrysler» Серджио Маркионне, генеральный директор «Ford Europe» Стивен Оделл, а также его коллега из VW Мартин Винтеркорн) высказали мнение, что эти цифры с реальностью не имеют ничего общего. Во-первых, во многих отстающих странах по-прежнему работают программы правительственного субсидирования, стимулирующие клиентов, кроме того, сами производители продолжают «дисконтную войну», сбрасывая машины по ценам, которые уже на 10-15 процентов ниже номинала.

Вторая проблема – «дилерский саботаж». Как показал анализ первых положительных месяцев (ноябрь-декабрь прошлого года и январь нынешнего), большинство крупнейших компаний столкнулись с тем, что продавцы искусственно завышали показатели, чтобы повысить свою значимость в корпоративной иерархии. Тем не менее, борьба с такими явлениями уже началась. В частности, новую программу работы с дилерами в Австрии обкатала «Renault». Она помогла увеличить продажи на 17%, но для этого французам пришлось установить индивидуальный план для каждого менеджера, а также кардинально пересмотреть программу клиентского обслуживания и поддержки. Но результат это дало.

Подобные программы, очевидно, есть и у конкурентов. Может большинство из них пока не запущено, тем не менее, очевидно, что без них производители не смогут удержать рынок в плюсе, так как продавать машины с нулевой маржой бесконечно долго они просто не в состоянии. Не подвергается сомнению и то, что бессрочными не могут быть и государственные стимулирующие проекты. Еще один немаловажный фактор – корпоративные продажи. По данным того же Серджио Маркионне, рост продаж, которым мы наблюдаем последние шесть месяцев связан с активностью корпоративных парков, которые вынуждены менять машины достаточно регулярно. И на итоговые цифры это обстоятельство повлияло весьма существенно.

К слову, об этом говорят и мартовские результаты. Прошлый месяц показал, что в плюс на сегодняшний день вышли практически все крупнейшие рынки Западной Европы. Если в январе и феврале взрывными темпами росли Франция, Италия и Испания, то теперь к ним добавилась еще и Германия. Новых авто в этой стране в марте зарегистрировано на 5% больше, чем в марте 2013-го (296 408 машин), тем не менее, продажи частным клиентам выросли лишь на 3%. Разница в очередной раз подтверждает то, насколько существенна роль корпоративных продаж, однако вскоре активность «оптовых» клиентов заметно снизится, и автомобильным компаниям придется изобретать новые стимулирующие механизмы.

Дисконт, как мы видим, – инструмент тоже не бесконечный, так что по какому пути бизнес будет развиваться в дальнейшем мы увидим через два-три месяца.
Тем не менее, сейчас все более или менее неплохо. Немецкие компании постепенно очухиваются от последствий трехлетней стагнации: суммарно в первом квартале продажи выросли почти на 6 процентов до 711 753 экземпляров. В минусе пока «Porsche» и Smart, но, учитывая статус этих марок, их показатели вполне объяснимы.

Что касается Франции, то тут спрос в марте вырос на 9%. За прошлый месяц там было продано 179 871 новых машин. Это вполне приличный показатель, поэтому многие аналитики сходятся во мнении, что французам удалось-таки нащупать твердую почву под ногами. С другой стороны, не лишним тут будет отметить, что столь серьезный скачок на этом рынке не является беспрецедентным – в декабре продажи тут уже увеличивались на те же 9%, однако вслед за успешным финалом прошлого года последовали два «нулевых» месяца.

В Испании ситуация на первый взгляд еще более радужная – плюс 10% по сравнению с мартом 2013-го (без малого 80 тысяч проданных авто). Тем не менее, тут не стоит забывать, что Пиренейском полуострове по-прежнему работают механизмы искусственного стимулирования спроса. Кроме того, Испания наиболее сильно пострадала от долгового кризиса. В конце концов, учитывая крайне низкие показатели, которые автомобильные компании демонстрировали в этой стране на протяжении последних лет, количество зависших на складах автомобилей тут куда выше (не будем забывать и о том, что именно в этой стране расположены несколько крупных сборочных предприятий), то есть снижать цены производителям тут немного проще, чем где-либо еще.

Относительно неплохо в настоящий момент себя чувствует и Италия. Тут рост продаж составил 5%, а число проданных машин едва не добралось до отметки в 140 тысяч. Но, как и в случае с Испанией и Францией, экономическая ситуация в стране далека от идеальной, так что все может измениться уже этим летом. Во всяком случае, местное объединение промышленников UNRAE изо всех сил старается распространить во властных кругах идею о необходимости введения налоговых льгот для стимулирования потребительского спроса.

И, похоже, что стремление закрепиться на нынешних позициях разделяет большинство крупнейших игроков в автомобильной отрасти. В частности, представитель испанской ANFAC Дэвид Баррьентос в разговоре с корреспондентом издания «Automotive News Europe» заявил, те результаты, которые будут зафиксированы в ближайшие несколько месяцев, в конечном счете будут иметь определяющее значение в процессе восстановления отрасли.