Как заставить страховщика каяться, платить и извиняться

Портал «АвтоВзгляд» и «Ассоциация по защите прав автострахователей» подвели итоги акции «История страхового обмана». И они, увы, неутешительны, хотя и ожидаемы: институт автострахования в стране полностью дискредитирован, благодаря как сверхжадности страховщиков, так и полной готовности их клиентов ее обслуживать...

Ведь, судя по присланным в редакцию историям страхового обмана, в большинстве случаев автострахователи, сталкиваясь с беспределом страховых, максимум, на что способны, так это излить свой гнев на форумах, а чаще не делают даже этого, не говоря уж о попытках отстоять свои права с помощью закона. По статистике в российские суды обращается только каждый 4-й из 10 обиженных страховщиками граждан.

И, кстати говоря, о форумах. Портал «АвтоВзгляд» уже несколько лет составляет так называемый народный рейтинг страховых компаний. Идея проста — каждый из посетителей портала может в соответствующем разделе сайта дать оценку тем страховщикам, с которыми ему приходилось сталкиваться. В итоге мы получаем список наиболее надежных, не отказывающих на пустом месте в выплатах, не затягивающих и не занижающих их, не навязывающих дополнительные услуги и т.д., страховщиков. И страхуемся только у них. Остальные теряют клиентов, несут колоссальные убытки и в итоге уходят с рынка или начинают работать по честному. Оставшиеся уже просто опасаются мухлевать. Но что мы видим? Из 1,5 миллионов ежемесячно заходящих на «АвтоВзгляд» читателей, лишь единицы готовы бороться со страховым беспределом. И акция «История страхового обмана», которой мы в очередной раз пытались привлечь автовладельцев к проблеме, еще раз подтвердила — ни себе, любимому, ни коллегам по трафику моторизованные россияне помогать в этом вопросе не хотят. Нашей «Историей страхового обмана» заинтересовалось более 100 000 посетителей, но приняли в ней участие, поделились своей страховой историей, рассказали об уловках страховых и тем самым предупредили других автовладельцев, немногим более ста человек. Страховщики должны быть чрезвычайно признательны регулярнo обманываемым им клиентам за такую пассивность. Мы же благодарим всех участников акции за активную гражданскую позицию и вручаем им обещанные призы. Напомним, что читательские рассказы о страховых обманах эксперты портала «АвтоВзгляд» и «Ассоциациипо защите прав автострахователей» оценивали по трем номинациям: самая шокирующая история; самая затяжная тяжба; история самого несгибаемого автострахователя.

«Ренессанс» обманывать рад

Историю самой длинной тяжбы прислал Александр Пасенченко. Его рассказ начинается еще 5 октября 2012 года, когда он на своем авто въехал в Renault Logan. В истории Александра было все: огромный счет от «Ренессанс-страхование» почти на 300 000 рублей, отказ в независимой экспертизе и назначение экспертизы, насчитавшей ущерб всего лишь в 55 000… Лишь в апреле 2014 года канитель закончилась. К сожалению, Александр не написал, где сам застрахован по ОСАГО, но пообещал наведаться к своему страховщику, чтобы сообщить о переплате за ущерб, что выдает в нашем герое не только доблестного бойца за свои права, но и настоящего гражданина, стоящего на страже честной игры на страховом рынке.

- Эта история наглядно показывает, что любой автовладелец, оказавшийся виновником ДТП, должен быть крайне внимательным при получении претензий от страховой, оплатившей ремонт авто пострадавшего, - комментирует глава Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. - Если автовладелец не обладает достаточным уровнем подготовки в плане ремонта авто и юриспруденции, надо обращаться за помощью к независимым экспертам или юристам, специализирующимся в обрасти автострахования...

С СК «Согласие» согласия нет

Самую шокирующую историю предложил Александр Николаевич (СК «Согласие»). Его история - настоящий срез проблем нашего Отечества: неконтролируемая миграция, коррупция, страховое мошенничество… Началось все в январе прошлого года, когда Александр на новой Audi A4 поехал из Москвы в деревню. По дороге попал в ДТП с лесовозом (подробности ДТП настолько шокирующие, что мы, щадя нервы читателей, их опускаем), из которого вылез грязный мигрант и убежал в лес. Когда через пару часов приехали сотрудники ДПС, вместо мигранта из чащи вышел... господин в приличной одежде: кожаная куртка, туфли, с кожаным портфелем в руке и представился водителем лесовоза! Разобравшись с мигрантами, их хозяевами и полицейскими, наш герой вернулся в Москву. И тут началось: оказывается, если авария наступает на первом-втором месяце эксплуатации машины, к рассмотрению дела подключается грозная служба безопасности страховой. После долгих тяжб страховая выплатила-таки Александру 182 000 рублей, хотя ремонт встал в 350 000 рублей. «Получил машину только через 7 месяцев, но это была уже СОВСЕМ другая машина и ездить я на ней не смог. Пришлось продать. Виновата во всем страховая. Больше я к ним никогда не обращусь!», - так закончил свою историю Александр.

- Для минимизации потерь времени и нервных клеток, рекомендуем автовладельцам при подаче документов в страховую делать их копии с отметкой о приеме, - советует Максим Ханжин. - При первых же нарушениях сроков рассмотрения документов не стоит надеяться на добропорядочность страховщика, а переводить все отношения в жесткую юридическую плоскость и смело идти либо в суд, либо к юристам для подготовки досудебной претензии в адрес страховой. По нашему опыту, такой документ действует на страховщика отрезвляюще и он начинает выполнять свои обязанности по договору страхования в установленные сроки...

Росгосстрах заставили и платить, и извиняться

А вот самым несгибаемым страхователем было решено признать Наталью Василенко. Особенно впечатляет ее стойкость, ведь даме пришлось тягаться с печально известным Росгосстрахом.

Наталья ездила из Ярославля в Переславль-Залесский, куда ее страховая отправила делать экспертизу. После месячного ожидания ей перечислили на замену переднего бампера, покраску, замену молдинга арки переднего колеса - внимание! - 3000 рублей. После полученных от страховой «крох» Наталья провела независимую экспертизу и обратилась в Росгосстрах с досудебной претензией и приложила акт экспертизы. «Я написала страховщику письмо, - делится Наталья, - что он нарушает мои права потребителя, и я вынуждена защищаться в суде с предъявлением полного возмещения ущерба, стоимости проведения независимой экспертизы, неустойки, штрафных санкций, морального ущерба, услуги представителя, предоставления доверенности представителю и дала Россгостраху 10 дней для принятия решения». Через 15 дней страховщик выплатил все до копейки: за ущерб, за проведение независимой экспертизы, да еще и извинился!

- Все страховые компании в соответствии с правилами ОСАГО обязаны производить выплату страхового возмещения в «неоспоримой части», - поясняет наш эксперт Максим Ханжин. - Этим положением правил ОСАГО многие страховые злоупотребляют, выплачивая потерпевшим мизерные суммы, лишь бы не нарушать сроки рассмотрения документов о ДТП, в надежде на то, что потерпевший махнет рукой и не будет судиться. К сожалению, потерпевших, которые идут на эту и другие уловки и не отстаивают свои интересы - подавляющее большинство. И для того, чтобы изменить ситуацию на рынке автострахования, призываем всех, пострадавших от произвола страховых, не сдаваться, идти до конца, отстаивать свои имущественные интересы. Благодаря этому страховщики перестанут злоупотреблять своим положением, значительно занижать суммы выплат, так как это станет экономически не выгодно. И тогда в нашей стране, наконец, появится цивилизованный страховой рынок!..