УАЗ: неизвестные машины, опередившие свое время

В октябре УАЗ покажет рестайлинговую версию популярного Patriot. В ожидании премьеры мы вспомнили о других продвинутых для своего времени разработках завода, так и не вставших на конвейер. Вспомнили с надеждой, что Патриот не повторит их судьбу.

Увы, но честных рамных внедорожников в мире осталось неприлично мало. Да что там говорить: их можно пересчитать на пальцах одной руки. Весь мир обуяла мания кроссоверов, которые лишь по уверениям маркетологов могут доехать до края земли. Другое дело — настоящие «проходимцы». Такие, например, как УАЗ.

Легенды УАЗа

Началась история завода в самом начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации из Москвы в Сибирь, на Урал и в Поволжье ряда крупных предприятий. Среди них и оказался Московский автомобильный завод имени Сталина (ЗиС). Но до первого выпуска автомобилей пройдет еще чуть меньше года, пока же завод начал производить авиационные снаряды. И только к маю 1942 года здесь собрали и отправили на фронт первые пять ЗиС-5. Но уже к середине лета темпы сборки возросли до 20–30 машин в сутки, что позволило назначить Ульяновский филиал ЗиС №4 (УльЗиС) головным предприятием по выпуску этих грузовиков. Из-за дефицита металла, кабины автомобилей были сделаны из дерева, спереди на ряде модификаций была только одна фара. Но это ничуть не помешало «Захарам» (как их прозвали шоферы) достойно пройти всю войну. Всего же за годы великих битв с фашистами ульяновскими мастерами было выпущено более 7000 машин и 20 000 двигателей. Кстати сказать, первоначально производство было организовано на высоком берегу Волги, где имелись две железнодорожные ветки.

Именно это преимущество и повлияло на первоначальный выбор площадки. Но уже в 1945 году Ульяновский автомобильный завод окончательно переводит производство на заново построенную площадку в Засвияжском районе. Что же касается «Захаров», то еще в конце 1944 года их производство перевели в уральский Миасс, а заводу было поручено освоить выпуск не менее легендарных «полуторок» ГАЗ-АА. В связи с чем понадобился новый главный конвейер, который и заработал 26 октября 1947 годы, когда из ворот вышли первые грузовички. Летом 1955 года решили освоить производство опять-таки горьковской модели, легкового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним. С этого момента, в общем-то, и начинается история УАЗа, как известного на весь мир производителя машин этого класса.

«Буханка» навсегда

Первым «проходимцем» собственной конструкции стал санитарный автомобиль УАЗ-450А (тот самый «головастик» или «буханка»), первые опытные образцы которого собрали в 1955 году. Для того времени машина была своеобразной революцией во внедорожном мире. Посудите сами: вагонная компоновка, гнутое лобовое стекло, два ведущих моста и мягкая подвеска, несколько носилочных и посадочных мест в салоне — у «санитарки» просто не имелось конкурентов! На ее базе также создали малотонажный грузовичок УАЗ-450Д. И уже в январе 1961 года завод приступил к серийному производству бортового автомобиля УАЗ-451Д и автофургона УАЗ-451, внеся необходимые доработки. Но модернизация семейства не останавливается и спустя четыре года на конвейер встает модель с индексом 452, за что в августе 1966 года, в преддверии празднования 25-летнего юбилея завода, Указом Президиума Верховного Совета СССР его наградят орденом Трудового Красного Знамени (вторую такую награду предприятие получит еще спустя 10 лет, в 1976 году). Что же касается всем известного «козла», который должен был прийти на смену ГАЗ-69, то его разработка велась еще с 1959 года. В 1965 году появился опытный образец, которому предстояло пройти множество испытаний.

И только 15 декабря 1972 года с главного конвейера Ульяновского автозавода сошли первые серийные машины УАЗ-469. Кстати говоря, с выпуском этого внедорожника впервые в истории отечественного машиностроения был осуществлен безостановочный переход на новую модель. А спустя всего два года завод отметил круглый юбилей — миллион выпущенных машин, часть которых экспортировалась за границу. И не только в «сателлиты» СССР (к примеру, на уазике ездил легендарный борец за независимость Острова Свободы Эрнесто Че Гевара), но и в капиталистические страны (особой популярностью ульяновские внедорожники пользовались в Италии, где братья Марторелли организовали своеобразный дилерский центр по продаже и доводке УАЗ-469). Для того, чтобы завоевать такую популярность, УАЗ пришлось пройти немало испытаний. К примеру, в 1974 году «козлик» с легкостью, за 25 минут (и это с учетом остановок!) поднялся на Эльбрус, на высоту 4000 метров. В следующем, 1975 году, ульяновский внедорожник первым из машин своего класса принял участие в автопробеге по Сахаре, а спустя четыре года — по пустыне Кара-Кум. Все испытания автомобили Ульяновского завода прошли без особых проблем.

«Кошка» так и не прыгнула

Ну, а на самом предприятии в это время ведется работа по разработке новых моделей и семейств. Например, к 1983 году по заказу Министерства обороны СССР (к слову сказать, основной покупатель внедорожников в то время, ведь в свободной продаже УАЗов не было) был разработан автомобиль-амфибия «Ягуар», предназначенный для патрулирования и охраны государственной границы. Его основная «фишка» — скорость. На воде «кошка» могла плыть со скоростью 10 км/ч, а на дороге развивала до 100 км/ч.

Как говорят на самом заводе, до сих пор в мире нет аналогов этой машине. А также рассказывают забавные случаи. К примеру, во время испытаний «Ягуары» сплавлялись по Волге из Ульяновска в Астрахань. Можете себе представить лица людей, которые видели плывущие по реке практически обычные автомобили. Или как испытатели, «выплывая на берег» с набранными в специальные емкости водой, останавливались где-нибудь на светофоре и открывали «шлюзы», устраивая таким образом своеобразные потоп в городе.

Смена не пришла

Ну, а к исходу Советского Союза на заводе разработали, опять-таки по заказу МО СССР, новую модель — УАЗ-3172 (и его гражданскую версию 3172-01), которая должны была сменить уже устаревшего «козлика». Машина хоть и строилась на раме 3151, но имела мотор мощностью 103 л.с. и могла взять на борт тонну груза. Также вместо передних рессор появились пружины, а мосты получили внешние редукторы. Благодаря этому автомобиль имел просто феноменальный клиренс — 330 мм (военная версия).

Еще одной особенностью модели была возможность форсировать водные преграды глубиной не менее одного метра благодаря наличию шноркеля. Но, как известно, экономическая ситуация в стране после развала Союза была аховая, так что перспективная модель так и осталась в нескольких экземплярах.

«Автомат» не прижился

А в феврале 1997 года на заводе ввели в эксплуатацию новый цех «3160», где начали мелкосерийный выпуск автомобилей. В августе того же года с этой линии сошла первая опытная партия УАЗ-3160. И уже совсем не так давно, в 2005 году, завод запустил в производство тот самый «Патриот», который продержится на конвейере как минимум до 2020 года.

Кстати сказать, в заводском музее стоит уникальный «Симбир» (прообраз современного семейства Patriot ) с 3,4-литровым V6 от Toyota и АКП. Значит, были все-таки попытки заводчан выпустить на рынок внедорожник с «автоматом»! Да и вообще, среди музейных экземпляров есть настоящие бриллианты. Взять, к примеру, перспективный полноприводный минивэн УАЗ-3165М, выпущенный в 2004 году, на котором любил ездить один из бывших директоров завода. Ну и особняком стоит концептуальный УАЗ-Patriot [concept], представленный еще в 2006 году — один из вариантов рестайлинга текущего поколения.

Вы только посмотрите на его заднюю часть. Теперь вы поняли, откуда черпали вдохновение заводские дизайнеры? Да это практически Range Rover Sport! И обратите внимание на дверь багажника — здесь она открывается «в правильную сторону». Интересно, будут ли реализованы эти изменения в фейслифтинговом UAZ Patriot, который производитель обещает представить в октябре этого года