КамАЗ задумал беспилотный грузовик

КамАЗ намерен разработать к 2017 году беспилотный грузовик и выпустить его на дороги. Чем опасен грузовик без водителя в стране, где не всегда срабатывают даже системы слежения за разметкой и дорожными знаками? И чем он может быть лучше водителей фур?

Смелый проект КамАЗа действительно выглядит сомнительно. Беспилотник – это не машина без Чагина (который не раз доказал в Дакаре, на что способен российский грузовик в умелых руках), это грузовик без водителя. И такой автономный грузовик собираются выпустить на дороги в России, которая на данный момент отказалась даже от разработок беспилотных легковых автомобилей. На наших трассах даже с разметкой не справляются автоматические ассистенты водителя, нормально функционирующие в других странах.

Проект КамАЗ разрабатывает совместно с компанией Cognitive Technologies. Основные инвестиции делает российское государство, а именно Минобрнауки – 300 млн. рублей в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Еще 90 млн. рублей вкладывает сам КамАЗ. Идея проекта впервые была озвучена в 2013 году.

В 2015-2016 годах планируются испытания и эксплуатация прототипа на полигонах. Вывести беспилотный грузовик под маркой КамАЗ на дороги планируется уже в 2017 году – для начала в Татарстане. А массовое производство должно начаться к 2020 году.

Непонятно, как беспилотный КамАЗ окажется на магистралях, если в России пока нет даже ПДД, регламентирующих эксплуатацию автономных транспортных средств на дорогах общего пользования. Разъезжать по обычным магистралям беспилотники могут только в штате Невада в США, Германия выделяет автобаны для испытания автономных машин.

Второе противоречие – техническое: состояние дорог, в частности, российская разметка не позволяет адекватно работать радарам и датчикам даже таких распространенных ассистентов, как адаптивный круиз-контроль и автономное торможение, и климатические условия плохо сказываются на чистоте датчиков.

С другой стороны, при грамотном оснащении беспилотник может оказаться безопаснее обычных водителей тяжеловесов. На эту мысль наводит огромное количество фур в кюветах в снегопад, гололед, ливень и туман – или обычной ночью, когда человека за рулем так и тянет поспать, а также частые аварии из-за огромных слепых зон грузовиков и фургонов.

Активность КамАЗа тем более удивительна на общем фоне стагнации данной ветки отрасли в России. В сентябре 2014 года Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на разработку серийных автомобилей с автономным управлением класса В, выделив на проект 100 млн. рублей. Однако не было подано ни одной заявки. Учитывая, что успехи наших грузовиков в производстве и автоспорте значительно лучше, чем у отечественных легковых автопроизводителей, хочется верить в проект КАМАЗа.