Пять главных автомобильных событий года

Платные парковки и эвакуаторы, реформа автошкол и ОСАГО, новинки АВТОВАЗа, кризис и провал рынка – «Автовзгляд» подводит итоги 2014 года.

Платная парковка

Взимать плату за парковку в центре города московские власти начали с автомобилистов еще в ноябре 2012 года. В 2014 году зона платного паркинга начала расширяться за пределы Садового кольца, начав с бизнес-центра «Москва Сити», а с января 2015 года платными станут районы в пределах ТТК. Идет речь о том, что весь город может обрасти платными парковками до границ МКАДа. Пример столицы взяли на вооружение другие крупные российские города и Подмосковье. При этом оплачивать стоянку по-прежнему неудобно: паркоматы не берут наличные, смс доходят не всегда, приложения работают с переменным успехом.

В качестве дополнительного кнута столица ввела платную эвакуацию, которая стала одной из основных причин накала протестов москвичей.

В 2014 году нередко вспыхивали скандалы между неправильно припарковавшимися автомобилистами и водителями эвакуаторов – были случаи, когда человек проводил в своей машине, не давая ее увезти, почти сутки.

В качестве следующего шага Дептранс Москвы обсуждает введение платного въезда в центр города.

Реформа автошкол

С 12 августа 2014 года начали действовать новые требования к российским автошколам. К настоящему моменту 15% специализированных образовательных учреждений прошли проверку. «Серые» автошколы, которые не соответствуют новым требованиям, в том числе по наличию информационного сайта и асфальтированной площадки площадью 0,24 га, постоянно устраивают информационные провокации с целью очернить реформу.

В рамках реформы появились новые программы, по которым можно проводить занятия в темное время суток и в условиях плохой видимости, чего давно добивались эксперты, а также предусмотрено увеличение необходимого количества практических занятий.

ОСАГО

В 2014 году был принят законопроект по реформированию системы страхования автогражданской ответственности. С 1 октября увеличен лимит компенсации по имущественному вреду – со 120 000 до 400 000 рублей. В награду за это базовый тариф на полис ОСАГО вырос на 30% по сравнению с «дореформенным». Запланировано также повышение размера возмещения вреда жизни и здоровью со 160 000 до 500 000 рублей – с апреля 2015 года. По поводу встречного повышения тарифов пока ничего не сообщается.

Лимит выплат по «европротоколу», то есть без участия гаишников в оформлении ДТП, увеличен с 25 000 до 50 000 рублей, а для Москвы и области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – до 400 000 рублей. С 1 сентября пострадавшая в аварии сторона может выбрать форму страхового возмещения – денежная компенсация или «натурой», то есть ремонт у СТОА страховщика.

Новинки АВТОВАЗа

Самый «живой» из отечественных автопроизводителей, правда, наполовину «продавшийся» японцам и французам из Renault-Nissan, активно взялся за обновление модельного ряда.

Впервые АВТОВАЗ прислушивается к мнению потребителей, проводя опросы через Интернет. Правда, принимает те решения, которые, судя по всему, и так уже были одобрены руководством.

С осени начались продажи «овнедорожненных» версий универсалов Lada Kalina и Lada Largus с приставкой Cross – с увеличенным дорожным просветом, большими колесами и некрашеными пластиковыми деталями обвеса. У Priora, которая скоро уйдет с конвейера, на закате жизни появилась модификация с роботизированной коробкой передач с одним сцеплением. Активно и демонстративно идет разработка новой «бомбы» АВТОВАЗа – модели Lada Vesta, которую тестируют почему-то на итальянских дорогах. Инженеры из Тольятти даже выпустили гибридную модель на базе Lada Granta.

Кризис

Кризис набирал обороты в течение всего года, только в новостях больше говорили о войне на Украине, чем о росте цен на бензин и ослаблении рубля. Однако осенью провал стал очевиден: продажи машин начали резко снижаться, ряд иностранных компаний принял решение покинуть российский рынок. В октябре и ноябре начались массовые повышения цен, так как автокомпании фактически продавали машины в России по цене ниже их долларовой стоимости.

Россияне в свою очередь, осознав грядущий скачок цен на машины, бросились в автосалоны, давя друг друга. Спеша купить автомобиль по более-менее старой цене, российские потребители в ноябре даже помогли удержать продажи, в декабре рост продолжился. Но лишь для того, чтобы оставить дилерские центры без клиентов в январе и феврале как минимум. Ситуация стала непредсказуемой – цена на машину могла поменяться прямо во время заключения договора. Некоторые автокомпании приостановили поставки машин в Россию в ожидании стабилизации валютного курса.