Ай да Ford! Ай да …

Демарш GM, который объявил о фактическом сворачивании своего бизнеса в России, оказался настолько неожиданным, что поставил в тупик большинство игроков на этом рынке. Однако ждать, что за американцами тут же потянутся остальные столь же глупо, как заявлять, будто уход им только на руку. Если они кому и насолили, то только себе.

История эта далеко не так уж и проста, как может показаться на первый взгляд. И началась она не сейчас, а в 2008 году, когда мир наблюдал за мыльной оперой под кодовым названием «коллективное банкротство большой детройтской тройки». Из сложившейся тогда ситуации каждый концерн выбирался по своему. Chrysler, по сути, смирился с судьбой и неизбежной утратой самостоятельности. И вскоре оказался в одной упряжке с FIAT. В итоге, он теперь и не Chrysler вовсе, а концерн FCA. Осталось лишь реализовать мечту Серджио Маркионне и обогнать немецкий VAG.

Кстати, многие сейчас скептически хмыкнут, но не будем забывать, что Маркионне чуть ли не в одиночку тянет FIAT без малого десять лет. За это время Европа два кризиса пережила, но концерн так и не утонул, хотя в 2005 он был в миллиметре от банкротства.

У Ford дела сложились еще лучше. Концерн мобилизовался и оптимизировал бизнес. При этом, правда, менеджменту пришлось научиться резать «по живому», однако, в итоге, все сложилось довольно удачно: Европу он почти потерял, но в то же время успел обзавестись приличным партнером в России, подобрав под себя несколько заводов, а также развить бизнес в Индии и Латинской Америке. Иными словами, Ford активно взялся за БРИКС, подготовив тем самым фундамент для своего полноценного камбека в Старый Свет.

Вот у GM, почему-то, все вышло через известное место. Правительственные ссуды, кредиты, профсоюзы, чехарда в головном офисе, штрафы, иски, глобальные отзывы… Попытка сбросить Opel и последовавший за этим саботаж сделки со Сбербанком. Крайне спорное решение о выводе с европейских площадок бренда Chevrolet, на создание «глобального» имиджа которого в свое время были выделены многие миллиарды. К слову, массу вопросов в свое время вызывало и решение о выходе бренда на европейские рынки. В идеале он должен был конкурировать на них с ультрабюджетными Dacia, но по факту, подмял под себя нижний сегмент, предназначенный для того же Opel.

Впрочем, все случилось, как случилось. В любом случае, эти деньги, по сути, теперь можно считать спущенными в унитаз. И это притом, что GM по-прежнему в долгах. Теперь же концерн готов пустить по ветру еще 600 миллионов баксов, которые он потратит на «реструктуризацию бизнеса в России». Скажете, что эта сумма несоизмерима с возможными убытками? Ну-ну… За последние годы GM инвестировал в развитие себя любимого в России… 500 миллионов все тех же вечнозеленых американских долларов. Теперь же они готовы потратить еще больше, чтобы просто уйти отсюда.

Это ж насколько крутым бизнесменом надо быть, чтобы принять такое решение? Опустим истории с SAAB и Hummer, которые фактически были уничтожены не рынком, а неграмотными управленцами. Не станем вспоминать Cobalt, который должен был конкурировать с Granta и Logan, но в итоге продавался, как Solaris. Оставим за скобками решение сохранить в России Cadillac и топовые модели Chevrolet. Даже младенцу понятно, что после такого их годовые продажи будут исчисляться не десятками тысяч, а сотнями, ибо Cadillac у нас всерьез никто не воспринимает, а словосочетание «премиальный Chevrolet» звучит также нелепо, как «бюджетный Porsche».

Зададимся иным вопросом: что произойдет, если через пару лет ситуация кардинально изменится и продажи попрут вверх, как в середине «нулевых» и GM вдруг решает вернуться? Сколько денег ему для этого понадобится? Те же 500 миллионов? 700 миллионов? Миллиард? Соглашение о промсборке уже не действует, дилеров нет, доля на рынке мизерная, завод заморожен (то есть нет ни рабочих, ни необходимого оборудования), а бывшие партнеры волком смотрят, ибо ты, как последняя «редиска раскололся при первом же шухере», кинув их на произвол судьбы…

«Автотору» демарш GM обойдется крайне дорого: предприятию придется вдвое сократить производство и выставить на улицу большое количество персонала. 

Последнее утверждение — отнюдь не метафора: «Автотор» уже объявил о том, что решение GM вынуждает его сократить производство машин на 50%. Иными словами, калиниградское предприятие, еще совсем недавно планировавшее серьезное расширение, теперь будет вынуждено сократить не менее 60% персонала — всех, кто завязан на сборку машин GM и людей, которых в любом случае пришлось бы уволить из-за кризиса. Отличная перспектива, тем более, что выходные пособия явно не американцам придется выплачивать. Санкт-Петербург от закрытия своего завода пострадает меньше, но лишь потому, что там другие объемы, да и сам регион крупнее. Однако вспомним еще и про совместный проект с ГАЗом.

И про смежников. Но их к моменту возможного возвращения уже подберут. Как подберут клиентов и дилеров. Первые ласточки, к слову, уже полетели. Ford намедни объявил о том, что никуда уходить не собирается, мало того, намерен в этом году выпустить на рынок 4 новых модели. Еще он запускает бонусную программу trade-in, рассчитанную на клиентов Opel и Chevrolet (очевидно в нее будут включены и владельцы SsangYong, но у корейцев немного иная история).

А еще Ford собирается подмять под себя часть освободившихся дилеров и, как следствие, клиентов. Притом, если у него все получится, это будет идеальная комбинация: GM обязан обеспечивать гарантию по Chevrolet и Opel и поставлять запчасти. То, что концерн выполнит свои обязательства можно не сомневаться, в конце концов, речь не об АЗЛК идет. Ford же получит готовые шоу-румы и привлечет в них новых покупателей. В итоге, сделка выгодна обеим сторонам, тогда как оплата издержек ляжет на все тот же General Motors.

Дело может и не выгореть, но если этим не займется Ford, займутся другие. Он лишь первым заявил о намерениях, воспользовавшись идеальным информационным поводом. Просто теперь большинство вчерашних клиентов тех же Opel и Chevrolet, которые в принципе не хотят вникать в тонкости автобизнеса, будут знать, что GM — это плохо, а Ford — хорошо. Лояльные клиенты в кризис — на вес золота.