Особенности национальной езды

Как известно, на вкус и цвет все фломастеры разные. То же касается и автомобилей, а также критериев, которыми те или иные группы клиентов, объединенных по национальному признаку, руководствуются при выборе машины. Попробуем определить наиболее типичные требования, характерные для крупнейших мировых авторынков, и попытаемся объяснить их происхождение.

Китай: «лонги», кожа и люки

Китай в массовом обывательском сознании до сих пор остается страной загадочной и в какой-то мере экзотической. Во всяком случае, автомобильные пристрастия жителей Поднебесной представляются нам не совсем логичными. Не будем ставить сверхамбициозных задач и пытаться разбирать китайский авторынок по косточкам, а просто отметим самые яркие и характерные признаки типично китайского автомобиля.

Синонимом престижного автомобиля в Китае можно считать приставку L, образованную от английского «long». Китайцы любят все большое и роскошное. Казалось бы, почему нет, наряду с «обычными» BMW 7-й серии, Mercedes S-класса или Audi A8 давно существуют их удлиненные версии. Действительно, эти автомобили пользуются большим спросом и в Китае, но премиум всегда остается привелегией для избранных – его аудитория не так велика, чтобы строить на ней бизнес. В то же время, чувствовать себя богатым и значительным желают многие китайские автомобилисты.

Мало того, они готовы за это переплачивать. Поэтому, уже более 10 лет на дорогах Поднебесной можно наблюдать множество своеобразных «бизнес-лимузинов». Пионером тут стала Audi, представившая длиннобазную A6. Продажи этой машины за прошлый 2014 год превысили 130 тысяч экземпляров. Вслед за ней на рынок оперативно вышли удлиненные «пятерки» и «трешки» BMW, Audi А4, VW Passat. Там же до сих пор собирают леворульную Toyota Crown.

Откуда у малорослых и компактных в большинстве своем китайцев такая любовь к длинным машинам? На страницах интернет-форумов, посвященных китайскому автопрому, куча шуток по поводу анатомии жителей Поднебесной, так что вопрос давно перешел в категорию риторических. Они просто любят такие авто. Как россияне, к примеру, любят огромные люксовые SUV.

Таковы национальные совокупные представления о комфортном автомобиле и престижности бренда, подчеркивающего статус владельца. При этом важно заметить, китайский потребитель ценит комфорт не только и даже не столько для себя, сколько для своей семьи, располагающейся обычно на заднем диване. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что персональный водитель в Китае – явление крайне распространенное.

Кстати, такие автомобили наиболее востребованы в комплектациях, максимально приближенных к топовым. Примечательно, что, несмотря на жутчайшую экологическую ситуацию в китайских мегаполисах, к традиционному кожаному салону и дорогой аудио-системе в качестве обязательного имиджевого элемента добавляется панорамный люк.

По данным производителя этих компонентов – компании Webasto – в 2014 году стеклянной крышей были укомплектованы практически все автомобили BMW 5-й серии и Ford Mondeo, вышедшие с конвейеров китайских заводов. Изначально будучи элементом премиального оснащения, в Китае люк или панорамная крыша фактически перешли в категорию неотъемлемых атрибутов обычного авто. Это опять же подтверждается производственной статистикой – местные производители FAW, SMC и Changan с большим удовольствием комплектуют свои автомобили подобными опциями. По статистике все той же Webasto, практически все Changan CS75, больше двух третей FAW D003 имеют панорамный люк.

Таким образом, идеальный китайский автомобиль выглядит следующим образом: престижный производитель, обладающий известным во всем мире именем, «лонг» в максимальной комплектации с кожаным салоном, деревянной отделкой, хромом, навигацией, климатической установкой, акустикой уровня Hi-End и стеклом во всю крышу.

США: страна пикапов

Тут все просто – самый продаваемый автомобиль в США по итогам 2014 года – Ford F-150. Только вдумайтесь: самым популярным автомобилем с результатом в 360 тысяч проданных машин в стране с населением 300 млн. человек становится тринадцатая по счету версия фордовского пикапа. Сюда же прибавим Сhevrolet Silverado 1500 с его четвертой строчкой в рейтинге самых продаваемых автомобилей (без малого 286 тысяч машин)… В общем, если коротко, настоящий американский автомобиль – это пикап.

Впрочем, популярность этого типа авто варьируется от штата к штату. Бесспорный лидер – Техас. Здесь продается каждый 10-й продаваемый в стране пикап. Тем не менее, пикапы начинают постепенно завоевывать «субурбию» – состоятельный американский пригород, характерный для штатов с высоким уровнем жизни и плотностью населения.

Примерно с середины 80-х пикап в США перестал восприниматься как исключительно утилитарный, коммерческий автомобиль. Из категории удобного грузовичка он успешно перешел в категорию lifestyle автомобилей. Его владелец молод, активен, увлечен спортом (зачастую требующим перевозки громоздкого инвентаря). С этого времени начинается триумфальное путешествие пикапов к сердцам и кошелькам американских потребителей, продолжение которого мы наблюдаем в настоящее время.

Сейчас автомобили с этим типом кузова стали воплощением торжества консенсуса между универсальностью и комфортом. С одной стороны, это все еще эффективные рабочие лошадки, рассчитанные на каждый день. С другой, оснащение фактически переместило их в категорию премиальных автомобилей: здесь и цифровые приборные панели, и системы помощи при парковке, внешние камеры помогающие при езде по бездорожью, кожаные салоны, отделка хромом снаружи и изнутри, панорамные крыши и климат-контроль.

Как бы там ни было, получается, что при более-менее детальном рассмотрении любовь американцев к пикапам уже как минимум не кажется странной. Более того, она абсолютно укладывается в образ жизни американцев.

Европа: экономия, как стиль жизни

С Европой все более-менее понятно. Прижимистые и практичные, европейцы заставляют автопроизводителей выпускать машины с МКП, тряпочными салонами и дизелями. Наибольшей популярностью там пользуются небольшие экономичные автомобили. Данные по Западной Европе за 2014 год: продано более 450 тыс. Volkswagen Golf, почти 290 тыс. Renault Clio, чуть более 280 тыс. Ford Fiesta. Далее по списку – также далеко не самые премиальные седаны и люксовые внедорожники.

Однако важно отметить, что кое-какое послабления по части комфорта европейцы себе все же позволяют. Но все с той же маниакальной тягой к рационализации. Иначе, как объяснить появление совсем экзотических комплектаций? Например, абсолютно «голый» Suzuki SX4 нового поколения с огромным панорамным люком во весь потолок?! Кстати, его появление на авто представители Suzuki называли главным отличием и преимуществом марки, подчеркивая, что это самая большая стеклянная крыша в этом классе машин.

Все просто – в теплых регионах можно позволить себе кататься с выключенным кондиционером, а в холодных странах Скандинавии с их долгими зимними ночами и коротким днем – ловить каждый лучик солнца сквозь стекло в потолке. И европейский потребитель, предпочитая в целях экономии тарахтящий и вонючий дизель, «механику» и тряпочный салон, по всей видимости, готов заплатить за этот «элемент роскоши» один раз – дальнейших затрат и дополнительного обслуживания в данном случае не требуется, а солнышко сиять будет каждый день.

Россия: живем один раз!

В заключение – пара слов о нашей стране. Говорить о предпочтениях россиян в пользу определенного типа автомобиля, ориентируясь на показатели продаж достаточно проблематично. У нас в лидерах LADA Granta, чей успех все-таки обусловлен в первую очередь ценой и уровнем доходов большинства населения. А если приплюсовать внушительные показатели продаж прочих «тазов», долю рынка LADA, которая даже с учетом падения спроса составляет 16,6%, а также помощи других марок, входящих в альянс Renault-Nissan, чуть ли не каждый четвертый автомобиль в России – собран либо в Тольятти, либо в Ижевске, либо в Москве на заводе Renault, либо в Питере на предприятии, принадлежащем Nissan. Всего на четыре марки (включая Datsun) приходится 30,6% авторынка, что вдвое больше, чем у идущего следом VAG.

По данным исследования KIA Consumer Focus в прошлом году о приобретении нового авто ценой в пределах 300 000-500 000 рублей думали порядка 34,2% потенциальных покупателей в Новосибирске, 31,2% — в Нижнем Новгороде. Машины ценой до 1 000 000 рублей пользовались наибольшим спросом в Санкт-Петербурге (30,5%), Москве (28,5%), Нижнем Новгороде (26,6%) и Екатеринбурге (20,4%). Ценник от 1 000 000 до 1 500 000 рублей не смущал 22% жителей Москвы и 16,4% Северной столицы, далее шел Екатеринбург с 13%. Если же говорить о типах авто, то 57% респондентов называли в числе наиболее привлекательных внедорожник или кроссовер. Средне- или полноразмерные седаны остаются «автомобилями мечты» лишь для 22% автомобилистов. 12% опрошенных высказались в пользу компактных городских автомобилей. Спорткары и кабриолеты не набрали и 1% голосов.

Так что «вкусовой» тренд на лицо – из «страны седанов» мы быстро превращаемся в «страну кроссоверов». В России любят внедорожники, тем более, что с дорогами у нас – беда. Как изменятся предпочтения россиян в кризис? Это будет видно позже, но последний раз наш народ отреагировал на финансовые трудности в стиле «один раз живем, поэтому, если нельзя купить квартиру, надо хотя бы машину купить», причем обязательно в максимальной комплектации.