Политическая экономика

СМИ вновь заговорили о возможном обнулении пошлин на ввоз автомобилей FIAT, собранных в Сербии. Мол, данный вопрос будут обсуждать на следующей неделе на заведании Евразийской экономической комиссии, и положительное его решение окажется выгодным обеим сторонам. Но на самом деле это далеко не так.

Решение данного вопроса давно перешло из чисто экономической плоскости в политическую. Санкции ЕС в отношении России, традиционно дружественная Сербия, которая стала чуть ли не единственной страной из дальнего зарубежья, согласившейся участвовать в Параде Победы в Москве... Это с одной стороны. С другой — глубоко кризисная, но гордая и почти имперская Россия, которая даже под страхом голодной смерти накормит и обеспечит любого своего союзника, тем более, «идеологически правильного»... Я всегла стараюсь опираться на факты, но слишком уж «вовремя» этот проект был вынут из государственного портфеля. И в том, что решение по этому вопросу будет быстрым и положительным сомнений, почему-то не вызывает.

Рассчитывать на российский авторынок в нынешней ситуации сербам, в общем-то, не стоит — это и глупо: и нелогично.

Но вернемся к экономической составляющей. Во-первых, попытаемся понять, зачем все это нужно Сербии. Очевидно — более 40% местного завода FIAT принадлежит правительству. Кроме того, сборка машин, логистика, смежные производства... И везде там сербские руки, налогоплательщики, которые в случае чего останутся без работы. А учитывая, что говорим мы не о самой богатой стране, где кризисное европейское «послевкусие», накрывшее с головой ту же Грецию, ощущаются также вполне отчетливо, расчитывать на стабильный сбыт даже недорогих автомобилей довольно-таки глупо. Помимо этого, не будем забывать и о том, что речь в двухстороннем соглашении пойдет не только об автомобилях, но и других товарах народного потребления, которые сербам сбывать больше, в общем-то, и некуда. И это, пожалуй, главный их профит, так как рассчитывать сейчас на российский авторынок, мягко говоря, глупо.

Взаимовыгодное сотрудничество, говорите?!! В марте спрос на рынке упал на 42,5%. С начала года падение превысило отметку в 36%. Притом, что прошлый год тоже был «дефицитным». Уже квартал прошел, а в России и 400 тысяч машин не купили. И зачем россиянам в такой ситуации еще и сербский FIAT? Все равно он будет дороже, чем LADA, Datsun, Hyundai Solaris и KIA Rio, а авто этой марки будут позиционировать как раз на этом уровне.

Тут даже доказывать нечего, достаточно вспомнить историю с испанским SEAT, который то приходил в Россию, то уходил... В итоге снова сгинул. И в этот раз, похоже, окончательно. Иными словами, воспринимать FIAT как сильный европейский бренд у нас никто не станет.

Сербия начнет поставлять нам беспошлинные FIAT, а мы им — беспошлинные «Газель Бизнес» и Газель NEXT вместе с новым «Газоном».

Однако это лишь первая часть «марлезонского балета». Вторая — более длительная перспектива. Сербский FIAT как придет, так и уйдет. Судя по настрою властей и сопуствующим заявлениям, его явление — временная мера, реверанс в сторону Сербии. Кроме того, это лишний способ поддержать российский автопром. Во всяком случае, в качестве ответной меры Минпромторг предлагает начать беспошлинные поставки в Сербию нижегородских «Газелей», причем, как в версии Бизнес, так и в исполнении NEXT. Если наши LCV найдут там своего покупателя, это хорошо уже само по себе. Кроме того, это относительно недорогой способ засветиться на еще одном европейском рынке...

Но, так или иначе, этот проект когда-то окажется свернутым, но прецедент все же будет создан. FIAT в течение нескольких лет мурыжил российское правительство с местом под собственный завод, в итоге, итальянцы вроде бы решились на контрактную сборку, но в итоге снова всех продинамили. Теперь же производитель фактически получает свободный доступ на авторынок, в обход всех заградительных пошлин и санкций. И кое-кто в такой ситуации может начать задавать вопросы.

И зачем в таком случае Daimler строить собственный завод в России?

Например, тот же Mercedes, который в мае будет решать строить завод в России или органичиться импортом. В конце концов, почему, собственно, FIAT, а не Honda, Suzuki или, скажем, Chery. Давайте тогда всем обнулим пошлины всем участникам, заставив, таким образом, снизить ценники и простимулировав спрос на авторынке. Заодно отменим пошлины на ввоз машинокомплектов и комплектующих, чтобы не было обидно PSA, Mazda, VAG и даже Renault-Nissan. А на время действия этого моратория, законодательно ограничим суммарную маржу.

Вот это было бы интересно. Да, части денег не досчитались бы таможенники. Но не стоит забывать, что в стоимость авто зашиты не только пошлины, но и налоги. Их сбор — прямая обязанность соответствующих органов, ибо они — основной источник доходов любого государства. В любом случае, движения денег внутри страны — стимулирует рост, но пока в нашей стране экономика не эффективна. В отличие от менеджеров.