Европа расстроена трупами на дорогах и снижением автопродаж

Европейские организации опубликовали отчеты по продажам новых автомобилей и авариям. И оказалось, что позитивная динамика ощутимо пошла на спад по обоим параметрам. Из России, где рынок уже несколько месяцев сокращается на 40%, а про смертельные ДТП и думать страшно, смотреть на это завидно. А в ЕС готовят «кнуты», чтобы не упустить благополучные показатели.

За показателями по аварийности в Европе следят жестко, ставя своей задачей чуть ли ни нулевую смертность уже в ближайшие лет десять. Буквально 1 июня этого года Россия присоединилась к международному стандарту ISO 39001, который подразумевает глобальный и системный подход к снижению аварийности – от поведения водителей до инфраструктуры и технического оснащения автомобилей.

Но пока у нас через пень-колоду начали оснащать АБС и хотя бы фронтальными подушками безопасности легковые автомобили даже в бюджетном сегменте, в Европе в ноябре потребуют ставить системы стабилизации и системы предупреждения о возможных опасностях уже на грузовики. Само собой, появление дополнительных систем безопасности, которые законодательство требует устанавливать уже в базовых комплектациях, отражается на цене машин – в сторону повышения. За хорошие показатели надо платить.

На днях Европейский совет по транспортной безопасности опубликовал отчет по аварийности за 2014 год. Российская ГИБДД, привыкшая к постоянным «качелям» в хорошую и плохую сторону, на эти цифры бы внимания не обратила. Разве что надо было бы пролоббировать очередной законопроект – о возращении или отмене промилле, об увеличении или снижении штрафа и т.п., тогда статистика идет в ход, поворачиваясь, будто то самое дышло. Однако в Евросоюзе все категорично: количество ДТП со смертельными исходом снизилось в 2014 году всего на 0,6% по сравнению с 2013 годом!

Снизилось, но это самая незначительная динамика с 2001 года, когда европейские страны всерьез и общими усилиями взялись за безопасность на дорогах. А значит, где-то что-то упустили. К тому же красивые цифры, к которым стремится ЕС, не достичь без постоянной динамики. Теперь до 2020 года надо каждый год понижать смертельную аварийности процентов на 8, чтобы выполнить план. И ради этого государства сделают все что угодно, наплевав на стоны автопроизводителей.

В 2014 году на дорогах Европы погибли 25 845 человек. В одной России, для сравнения, с июня 2014 по май 2015 года погибло чуть больше 23 000. Однако стоит помнить, что в зависимости от страны различается подход к подсчету жертв ДТП – в зависимости от того, через сколько дней, проведенных в больнице, пострадавший в аварии перестает попадать в статистику.

Лучше всех показала себя Словения – по сравнению с 2001 года количество смертельных ДТП в этой стране снизилось на 61%. Также процентов на 10 сократилось количество жертв аварий в Хорватии, Греции, Финляндии, Люксембурге и на Мальте. Однако подвели Франция, Ирландия, Германия и Великобритания – они оказались в числе двенадцати стран ЕС, на дорогах которых погибло в 2014 году больше людей, чем в 2013 – а это провал. Выросло количество серьезно пострадавших в ДТП – на 3%, до более чем 200 000 человек.

В Европе тоже любят лоббировать. Так что показатели 2014 года без внимания не останутся. Уже заявлено, что в этом году будут пересмотрены стандарты по безопасности дорожного движения. Возможно, будут ужесточены требования к краш-тестам, под которые придется подстраиваться автопроизводителям. Уже появились заявления о том, что не помешало бы сделать обязательными алкозамки (вот бы возмутились непокорные российские автомобилисты) и системы автоматического торможения, за которые давно выступает EuroNCAP.

Второй повод для расстройства в Евросоюзе вызвал отчет по продажам автомобилей. В мае объем реализации новых машин вырос всего на 0,8%: самый низкий показатель с ноября 2013 года. С начала года продажи все же росли – в целом на 7%. В России, для сравнения, рынок сократился почти на 40%.

Как и с аварийностью, подвели самые сильные страны. Рынок Германии сократился в мае на 6,7%, хотя и остался крупнейшим в Европе. Во Франции покупательский спрос снизился на 3,5%. В минус ушли Эстония (-14%) и Люксембург (-18%). А вот Италия за счет +10,8% смогла занять второе место в ЕС, вытеснив оттуда Францию. Высокая положительная динамика на автомобильных рынках Болгарии (+10,7%), Чехии (+17%), Греции (021%), Ирландии (+10%), Польше (+11%), Португалии (+33%), Словении (+14%) и Испании (+14%).