9224

АВТОВАЗ ведет торговую войну

Сбои в поставках комплектующих уже дважды останавливали конвейеры АВТОВАЗа. Впервые это случилось осенью прошлого года, а в июне ситуация повторилась. Но в этот раз простой партнерам автогиганта с рук не сойдет: на АВТОВАЗе склонны расценивать эти случаи, как саботаж.
Изображение АВТОВАЗ ведет торговую войну

Об этом в разговоре с корреспондентом Automotive News Europe Ником Гиббсом рассказал президент АВТОВАЗа Бу Инге Андерссон. Также руководитель предприятия заметил, что таким образом поставщики саботируют его усилия повысить качество продукции и снизить цены на автомобили.

Беседа Андерссона и Гиббса состоялась во время проведения ежегодного конгресса автопроизводителей, организованного Automotive News Europe, который проходил в английском Бирмингеме. Сложившаяся ситуация вызвала у шведа бурю негодования: «Они просто остановили меня!» — воскликнул он, говоря об остановке конвейера. По его словам, он борется с поставщиками, чьи методы работы восходят еще к советской эпохе: «Они привыкли к неофициальным дополнительным выплатам».

Андерссон пояснил, что полтора десятка поставщиков завода пожаловались Владимиру Путину на жесткую официальную позицию нового руководства АВТОВАЗа. «Я думаю, что это была их ошибка», — резюмировал топ-менеджер. Напомним, что в ноябре поставка запчастей возобновилась после того, как правительство поддержало его завода. «Сейчас они работают на моих условиях: я требую от них качественных комплектующих, соблюдения графика поставок, гарантии на произвоеденную продукцию, конкурентоспособных цен и условий их оплаты».

Стремясь сделать АВТОВАЗ прибыльным предприятием, помимо сокращения рабочих мест, Андерссон стремится снизить закупочные цены на комплектующие и иные издержки. В минувшем году убытки предприятия составили 25,4 млрд руб ($384.67 млн).

Притом, он отметил, что предприятие не планирует увеличивать объемы производства комплектующих на самом заводе. Локализация LADA в настоящий момент составляет 81%, Renault, Nissan и Datsun, собираемых в Толльятти, — около 50%. «Я не хочу заниматься комплектующими ради сохранения их производства на заводе, — пояснил Андерссон, — мы сосредоточены на тех участках, где можем быть конкурентоспособными, например, в штамповке кузовных элементов или в изготовлении пластиковых деталей».

У Андерссона работает сотня менеджеров, занятых поиском и закупкой производимых в России комплектующих, в том числе для автомобилей Renault и Nissan. Тольятти решительно настроен противостоять обвалу рубля. «На российском рынке сегодня все зависит от местного производителя, заявил шеф АВТОВАЗа. — Если ваши производственные расходы формируются в рублях, то у вас есть огромное преимущество. Если же у вас только 15% стоимости производства оплачивается в национальной валюте, а остальное — в евро или в долларах — ваш бизнес мертв!».

Придя на АВТОВАЗ в конце 2013 года, Андерссон сократил на предприятии примерно 17 000 рабочих мест, но в настоящее время кадровая чистка остановлена: «В этом году я могу вести только одну войну – с поставщиками комплектующих».

Напомним, что в прошлом году главный финансист АВТОВАЗа Евгений Белинин сообщил, что ряд российских поставщиков, ставших монополистами по некоторым позициям, нанесли компании серьезный финансовый урон, сфальсифицировав результаты конкурсных торгов. Кроме того, существенные убытки производитель понес во время осенней остановки конвейера. Спрос на рынке бюджетных авто в то время был простимулирован федеральными программами субсидирования и утилизации. Рос он лавинообразно, однако именно в тот момент сборка машин на предприятии была остановлена из-за нехватки комплектующих.