Китайский авторынок подхватил «российский вирус»

Крупнейший в мире рынок новых авто сжимается из-за местного экономического кризиса. Китайские симптомы похожи на российский коллапс 2009-2010 года, вот только их масштаб куда как более внушителен.

Беды российского авторынка вызваны, в конечном счете, двукратным падением мировых цен на нефть. Китайский же рынок новых машин сжимается из-за финансового кризиса в стране. Данные, распространенные Ассоциацией автомобильных производителей Китая, свидетельствуют, что в августе 2015 года объем авторынка страны сократился на 3,4%. Количество проданных пассажирских машин составило 1,42 млн. – на 3,4% ниже показателя августа прошлого года. Перед этим в июне 2015-го продажи тут сократились на 2,3%, а в июле – на 7,1%. Заметим, что речь идет о продажах исключительно за тот или иной месяц.

Российский авторынок оперирует миллионными цифрами исключительно в годовом масштабе. Для пущего контраста напомним, что с января по август в России продали всего 1,05 млн. легковушек и LCV – в полтора раза меньше чем за месяц в Китае. Причем, в августе падение составило «всего» 19,7%. «Всего» потому, что апреле было падение на 41,5% (по сравнению с апрелем 2014), в мае – на 37,7%, в июне – 29,7% ,в июле – на 27,5%.

В Китае сейчас «схлопывается» финансовый пузырь на рынке кредитования. Это, в конечном счете, проблема, решаемая с помощью внутренней денежно-кредитной политики. Поэтому там уже в ближайшем будущем ситуация должна выправиться.

В России, чье финансовое благополучие последние 15 лет опиралось исключительно на высокие экспортные цены на нефть, надеяться на улучшение в ближайшем будущем просто глупо. По крайней мере, до тех пор, пока кто-нибудь из нас придумает столь же масштабную – как и углеводородв – статью российского экспорта. В связи с этим приходится согласиться с мнением главы комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йоргом Шрайбером.

Недавно он мрачно заявил: «Темпы падения продаж относительно прошлого года показали дальнейшее замедление в августе, что предполагает приближение рынка к некому равновесию на новом более низком уровне. Недавнее резкое ослабление рубля гарантирует, что рынок увидит немедленный рост продаж, за которым позже последует соответствующее падение. Будьте готовы к еще одному заезду на американских горках!» И августовская девальвация рубля подтверждает его слова: за последний месяц лета 2015 курс доллара взлетал с 60 до 70 рублей, а евро – с 67 до 82. И сейчас курсы продолжают скакать вверх-вниз на рубль-другой почти ежедневно...