Почему дизельные авто не пользовались спросом в США и до скандала с Volkswagen

Разгоревшийся в США скандал с дизельными двигателями VW не нашел отражения в статистике продаж за первые три квартала этого года: Агентство по охране окружающей среды (EPA) предъявило претензии местному отделению VW во второй половине сентября. Тем интереснее оценить «дизельные» предпочтения американцев как по сегментам, так и по производителям.

Сразу заметим, что в США, как и в России, дизельные версии не получили широкого распространения. Весь заокеанский рынок за первые три квартала вырос на 5% в основном за счет полноразмерных пикапов и SUV на их базе (11,5%) – продано 13 053 284 автомобиля. При этом дизельная группа потеряла 2,3%: с января по сентябрь реализовано 132 675 экземпляров – чуть более 1% от всех автомобилей!

И это при том, что нынче дизтопливо и бензин не только идут в США по одной цене, но и демонстрируют схожую динамику. Так, средняя цена литра бензина в прошедшем квартале упала с 0,79 до 0,68 центов, а литра солярки – с 0,76 до 0,66 центов. Сегодня и первый, и вторая стоят в США столько же, сколько и 10 лет назад, с той лишь разницей, что в 2005 году «дизель» был дороже бензина на 5%. За эти годы кривая «бензиновых» цен то достигала 90 центов за литр (июль 2008 года), то падала до 35 центов (декабрь того же 2008 года). Еще одна «впадина» пришлась на январь 2014 года – тогда на заправках США за литр бензина в среднем просили 44 цента. Стоимость «солярки» в свою очередь исправно «колебалась вместе с линией партии». Для полноты картины зафиксируем: в Штатах цена обоих видов топлива разнится от штата к штату, и, к примеру, в Нью-Мексико может быть на треть меньше, чем в Калифорнии. Так почему же дизельные авто не очень популярны за океаном?

Все просто: американцы, как и россияне, чрезвычайно консервативны при выборе автомобиля: даунсайзинговые моторы в США прокладывают себе дорогу едва ли не с большим трудом, чем в России. Эксплуатация атмосферного двигателя с распределенным впрыском существенно дешевле, чем турбированного с непосредственным впрыском – и неважно, даунсайзинговый бензиновый мотор это или дизель. Дизели в большинстве случаев оснащаются более сложной системой наддува, а система отвода отработавших газов отягощена обязательным NOx-катализатором, уменьшающим выбросы оксидов азота в атмосферу.

Так что не стоит удивляться, что даже в секторе полноразмерных пикапов, которые фактически нигде в мире более не продаются, а в США занимают 55,5% рынка, дизельной версией представлен лишь Ram, да и то, в своей самой легкой серии 1500. На него приходится 38,54% всех продаж дизелей в США (44 520 реализованных авто с января по сентябрь). В нынешнем году к дилерам марки поступил еще и переднеприводный Ram Promaster Van Diesel (перелицованный FIAT Ducato) с рядной четверкой, однако пока хода он не набрал (всего 160 проданных машин). Помимо Ram американский «дизельный» престиж поддерживает Jeep Grand Cherokee (2708 штук), который начали продавать с итальянским мотором от VM Motori (входит в FIAT Chrysler Automobilies) еще в версии 2014 модельного года. К слову, это тот же 3-литровый V6 ставят и на Ram 1500. Grand Cherokee занимает 12-ю строчку в топ-листе продаж дизельных машин, а прямо перед ним разместился Chevrolet Cruze – и тоже с импланитрованным «иноземным сердцем» (2793 экземпляров нашли своих владельцев).

Доминирует же в сегменте машин на «тяжелом» топливе Volkswagen, ставший виновником нашумевшего «дизельгейта». Позиции со 2-й по 5-ю занимают Passat (16 888 штук), Jetta (16 158), Golf Sportwagon (8925) и Golf (8925). На 6-ю строчку вклинился дизельный BMW X5 (4093), следом за которым опять идут модели брендов VAG: Audi Q5 (3938), Audi Q7 (3082), Porsche Cayenne (2977), а замыкает «десятку» Touareg (2919). На модели VAG приходится более 42% всех продаваемых дизельных машин в США. Любопытно, как изменится статистика продаж в конце года...

Между тем, VAG уже не первый год лидирует по производству легковых автомобилей во всем мире. В 2014 году концерн выпустил 9 766 293 единиц, в то время как ближайший преследователь Toyota – 8 788 018; GM занимает 3 место – 6 643 030. Для VAG рынок США хотя и немаловажный, все-таки далеко не приоритетный, поэтому, если вдруг все дизельные машины подпадут здесь под запрет, катастрофой для компании это не обернется, а уж о том, что VW будет вынужден уйти из США, конкурентам и мечтать не приходится. Во-первых, это уже не первый раз, когда «по заказу» EPA на немецкий концерн (и другие концерны) налагается штраф – хотя справедливости ради отметим, что таких крупных еще не было. Во-вторых, в последние годы сразу несколько компаний оказывались в центре больших «потребительских» скандалов. Более того, в случае с Toyota, General Motors и Takata (производитель подушек безопасности), речь шла еще и о многочисленных жертвах среди владельцев автомобилей, а история с GM отягощалась многолетним сокрытием информации. Наконец, у VW в США есть пусть и небольшой, но завод, а в Мексике – самое крупное производство за пределами Германии, работающее в первую очередь на американский рынок – их закрытия никто не допустит. По большому счету, не только не лишенным основания, но и одним из самых вероятных представляется версия о политической подоплеке дела: США продемонстрировали свои возможности давления на Европу.

...Что же касается россиян, то они, как уже было сказано, любят дизели еще меньше американцев: сильны предубеждения по низкому качеству дизтоплива и по трудностям с зимним пуском. Не в последнюю очередь отпугивает клиентов высокая цена модификаций и стоимость обслуживания. По этим причинам дизельные версии локализованы в нашей стране в основном в двух областях: SUV премиум-сегмента и легком коммерческом транспорте. А если говорить об отношении российских надзорных органов к «дизельгейту», то, как уже писал «АвтоВзгляд», Росстандарт поспешил заверить, что претензий к Volkswagen у него нет.