GM проиграл в России первое дело на $15 000 000

Российские дилеры, которых General Motors наряду с клиентами попросту кинул, объявили автоконцерну войну. Первой ласточкой стал салон GM в Пензе, потребовавший от производителя возместить убытки в размере 1млрд. рублей. И судя по всему, он их получит.

Напомним, что еще в марте представители автогиганта неожиданно объявили о выводе с нашего рынка марок Chevrolet и Opel, поставив своим решением в тупик не только потребителей, но и своих официальных дилеров. Иначе говоря, с последними GM в одностороннем порядке расторгнул договоры предоставления услуг. А согласно российскому законодательству, дилеры в рамках этих соглашений не освобождаются от ответственности по исполнению гарантийных обязательств перед клиентами, только вот кто будет оплачивать ремонт, обслуживание и замену автомобилей, если речь коснется бракованных или вышедших из строя машин и комплектующих? Как правило, в случае гарантийной замены того или иного узла, после проведения соответствующей экспертизы дилеры обращаются в представительство бренда за возмещением затрат. А куда они теперь будут обращаться? И что делать потребителям?

Понятное дело, что отвечать перед клиентами своими деньгами техцентры не хотят (хотя по закону «О правах потребителей» делать им это придется). Поэтому есть риск, что вместо замены детали, ее будут ремонтировать, что противоречит законным взаимодействиям дилера с покупателем. Впрочем, клиенту ведь тоже обращаться больше некуда – с января следующего года российский офис марки полностью ликвидируют. Да что там говорить – и сейчас в случае разногласий с дилерами в представительство не пробиться: любые заявления и жалобы остаются без рассмотрения и ответа.

Конечно, представители GM создают видимость, что не бросают дилеров, а вместе с ними и потребителей, пытаясь отделаться мизерными компенсациями, которых, по мнению экспертов, не хватит для реализации надлежащих обязательство по отношению к клиентам даже на ближайшие пару лет. Хотя, напомним, General Motors, проведя реструктуризацию бизнеса, обещал обеспечить средствами салоны для их полноценной работы в течение пяти последующих лет.

Поэтому не удивительно, что владелец пензенского центра «Автолоцман», обратившись в Арбитражный суд Пензенской области, потребовал с ООО «Дженерал Моторс СНГ» и ООО «Дженерал Моторс Дэу Авто энд Технолоджи СНГ» взыскать убытки в сумме 936 400 000 рублей. Истец учел даже не пяти, а трехлетнее гарантийное обслуживание в размере 33 900 000 рублей, страховую премию в виде 543 220 000 рублей (при страховании риска замены либо возврата цены приобретенных автомобилей, исходя из совокупной стоимости реализованных автомобилей в размере 1,73 млрд рублей), а также «средства, необходимые для восстановления платежеспособности общества», оцененные им в 379 600 000 рублей. Плюс ко всему заявитель вынес ходатайство о наложении ареста на расчетные счета обеих организаций, потому как деньги, полученные от продажи автомобилей, отправляются ими за границу, что, по мнению юристов, может привести к уклонению от исполнения судебных актов по данному делу.

В итоге суд частично удовлетворил ходатайство истца и арестовал финансовые средства на счетах ответчиков в «Ситибанке» в сумме 379 634 000 рублей.

В свою очередь «джиэмовцы», не согласные с таким вердиктом, подали апелляцию, которая будет рассмотрена 17 ноября. Уже известно, что в настоящий момент с аналогичными претензиями к американцам намерены обратиться и другие дилеры, в том числе столичные. Кстати сказать, к разбирательству неплохо было бы подключиться и Минпромторгу, ведь на кону не просто тысячи граждан и юрлиц, пострадавших из-за неожиданного решения GM уйти с рынка, а репутация всей страны в целом. Ведь Россия предоставила американцам самые сладкие условия для продвижения своих брендов, в частности, льготы на ввоз комплектующих. Мы уже не говорим про потраченные средства на программы утилизации, льготного автокредитования и прочие субсидии. Потери для бюджета колоссальные, и все потому, что за океаном в реальную экономику решили добавить нереальную политику.