51675

Российские дилеры недовольны автопроизводителями

На фоне катастрофически падающего российского авторынка, дилеры и автоконцерны устроили междоусобную «разборку». Ее причины в целом понятны: автопродавцы в условиях кризиса хотят минимизировать расходы и удержать в своих ремзонах хотя бы часть клиентов. А жесткие корпоративные стандарты производителей крайне затрудняют и то, и другое. Однако претензии есть и у автостроителей.
Изображение Российские дилеры недовольны автопроизводителями

И с одной стороны, претензии дилеров обоснованы. Ведь гигантские шоу-румы, раскрашенные и обставленные в точном соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, в конечном счете сказываются на цене машины, уменьшая дилерскую маржу от ее продажи. То же самое и с сервисным обслуживанием: требование концернов использовать только «родные» запчасти ведет к увеличению цены ремонта и, соответственно, заставляет клиента уходить от официалов в неавторизованные сервисы и к гаражным мастерам. Другой вопрос, пойдут ли сами дилеры на снижение цен и на автомобили, и на сервисное обслуживание, если российские власти в лице хотя бы ФАС ограничат претензии мировых автогигантов (пока атимонопольщики играют на стороне последних)? Увы, в этом есть большие сомнения.

Взять тот же план продаж, устанавливаемый для автосалонов автоконцернами. Сегодня, формулируя свои претензии к последним, дилеры выступают резко против навязывания им точного числа машин, которые они должны продать. Однако при этом торговцы умалчивают, что за выполнение плана получают просто сумасшедшие премии-бонусы от брендов, которыми торгуют. Так что эта строка в протестном обращении к ФАС с требованием умерить аппетиты автогигантов – скорее для галочки. Как, впрочем, и ряд других.

С другой стороны, в погоне за планом автопродавцы идут на очень некорректные игры с потребителем, иногда принимающие формы откровенного обмана. Самые безобидные из подобных действий – навязывание более дорогих комплектаций и оборудования, самые жесткие – «мелкий шрифт» в кредитных договорах, выливающийся в итоге для граждан в гигантские проценты. О таких «пустяках», как недобросовестная и недостоверная реклама (скажем, указание минимальной цены авто, по которой машину купить можно лишь теоретически или через погода ожидания поставки) и говорить не приходится. Да и вообще в погоне за прибылью дилеры готовы пускаться во все тяжкие, вплоть до запрета гражданам продавать подержанные авто самостоятельно – только через них.

Впрочем, главный вопрос, который в этой войне интересов должен волновать простых граждан, – как гипотетическая победа дилеров над производителями скажется на наших с вами кошельках. Увы, учитывая отечественные реалии, скорее всего – никак. Ну что, например, мешает автокупцам в условиях кризиса снижать цены и на машины, и на их техобслуживание (ремзоны все равно пустуют, как, собственно, и сами автосалоны)? Ан нет – им проще через властные структуры выбивать новые преференции из автозаводов для себя, чем идти на встречу клиенту...