Зачем убыточный АВТОВАЗ клянчит 11 млрд. рублей

Заработав в 2015 году рекордные убытки, в 2016 АВТОВАЗ хочет найти инвестиции для своего СП «GM-АВТОВАЗ». Деньги нужны для запуска в производство Chevrolet Niva второго поколения.

Порталу «АвтоВзгляд» стало известно, что Волжский автозавод хочет где-нибудь «нарыть» еще почти 11 млрд. рублей – для вливания в свое СП «GM-АВТОВАЗ». Министерство промышленности Самарской области, опубликовав свой план деятельности на 2016 год, упомянуло в нем, что собирается помогать АВТОВАЗу найти 10,8 млрд. рублей инвестиций. Оказывается, деньги нужны «GM-АВТОВАЗ» для возобновления проекта «новая Chevrolet Niva». Дело в том, что когда американский концерн GM вывел в прошлом году с российского рынка свои бренды «Opel» и «Chevrolet», работы над проектом Chevrolet Niva второго поколения в рамках СП были свернуты.

Выпуск старой «шнивы» продолжается и по сей день. Правда, в связи с катастрофическим сжатием российского авторынка, производство этого морально устаревшего внедрожника идет не в две, в одну смену. Задачу поиска денег под проект «новой Niva» для АВТОВАЗа «облегчает» недавно обнародованный отчет аудитора автогиганта – компании Ernst&Young. Напомним, что согласно тому документу, убыток предприятия в 2015 году составил 73,851 млрд. рублей, почти втрое больше, чем годом ранее, став самым большим убытком предприятия в его истории.

Считается, что решение возобновить проект Chevrolet Niva нового поколения принял президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. А на днях СМИ стало известно, что он сам может покинуть свое кресло. По неофициальным данным, замену Бу Андерссону хотят найти чиновники «Ростеха», владеющего контрольным пакетом акций завода. Утверждается, что и в Renault-Nissan, котролирующем остальные ценные бумаги предприятия, тоже далеко не все довольны Бу. Главная претензия к Андерссону – плохие финансовые показатели компании по итогам года. А как им быть другими, когда кризис сжал российский авторынок как холодная вода – тестикулы? Комплектующие подорожали. От производства большинства старых дешевых моделей предприятие избавилось, переориентируясь на выпуск машин, сопоставимых по цене с бюджетными иномарками.

Красочные шоу на старте продаж LADA Vesta и XRAY – это круто, но кому (особенно сейчас) нужны «жигули» за 500 000-600 000 рублей? Пусть даже с АБС и «коробкой-автоматом»? Поэтому дикие убытки АВТОВАЗа, способные, по мнению Ernst&Young остановить производство машин, объяснимы и неизбежны были в прошлом году и, скорее всего, будут в нынешнем. С этой точки зрения попытка Андерссона занять (а такие деньги кроме как у госбанков взять негде) и потратить еще десяток миллиардов на запуск Chevrolet Niva, вполне можно воспринимать как попытку «отжечь на прощание»: рабочий контракт с ВАЗом у Бу истекает уже в конце этого года, хотя по некоторой информации, лишиться поста он может уже в начале марта.