8011

Как портал «АвтоВзгляд» собирал двигатели на елабужском заводе Ford

Почему новый фордовский моторный завод априори не может гнать брак
Побывать на автомобильном заводе мечтают многие. Уж больно интересно поглядеть, как из бесформенных «болванок» и прочих железяк на свет рождается самоходное диво. Корреспонденты портала «АвтоВзгляд» видели многие отечественные и зарубежные автопроизводства, но близко к конвейеру допущены никогда не были – технологии, безопасность и все такое. А вот Ford не просто познакомил журналистов со своим новым заводом, но доверил журналистам самостоятельно собрать двигатель! Что мы и сделали...
Поделиться
Изображение Как портал «АвтоВзгляд» собирал двигатели на елабужском заводе Ford

После основательного инструктажа и тренировок, акул пера расставили вдоль конвейера и каждому поручили выполнять определенную операцию. Мне доверили процесс закручивания крышек распредвалов, которые нужно сначала взять специальным зажимом со стоящей рядом тележки, называемой «оснасткой», точно вставить в пазы по направляющим, после чего мощным гайковертом закрутить 16 болтов и снять зажим. «Недовернуть» или «перетянуть» здесь невозможно, все ключи – динамометрические, то есть имеют запрограммированную силу протяжки.

Завод по производству двигателей Ford запустил в татарской Елабуге полгода назад, довеля локализацию производства своих машин до 45%.

Любую работу контролируют сверхточные роботы, если вдруг что-то не так, конвейер тут же останавливается и двигатель возвращается на доработку. Так что качество фордовских моторов вполне себе внушает доверие, как и сам новенький завод.

Огромное серо-голубое здание завода, серьезная охрана на входе и на выходе, идеальная чистота, словно в немецкой больнице. Все по высшему уровню: сборочные станции расположились на 42 600 кв.м, причем автоматизация процесса составляет аж 95 процентов. То есть пресловутый человеческий фактор на качестве продукции сказаться не может по определению.

Нет, люди, понятное дело, здесь встречаются, но очень редко: большинство действий выполняется роботами. Лишь некоторые операции доверены человеку, причем среди персонала традиционно много женщин — считается, что со сложной однообразной работой в силу большей психологической устойчивости им легче справиться. Впрочем, это повсеместная практика: на баварском заводе BMW например, женщин больше половины.

Одним словом, мой бригадир, опытная сборщица Зуля, не доверила вашему корреспонденту вставлять сами распредвалы. Сказала, что с непривычки можно и перепутать впускной с выпускным, уж больно они похожи. Чтобы подобного не произошло, большинство деталей имеют так называемые 2D-матрицы, и только сосканировав их, можно понять, какой комплект с каким блоком следует совмещать.

На мой вопрос, как здесь работается, Зульфия ответила: «Чисто, красиво, очень комфортно и тихо, но на соседнем заводе я раньше собирала Ford Transit, там конечно поинтереснее было. Могу вручную целый фургон собрать». Да, сразу же вспоминаются и «горящая изба», и «конь на скаку»... Кстати, прямо в центре цеха расположены зоны отдыха для рабочих — кухня с микроволновкой, кулеры с водой, шкафчики, столы и скамьи. В большой столовой можно вкусно и сытно поесть чуть больше, чем за 100 рублей. Движение транспорта и пешеходов в цехах осуществляется строго по разметке, словно на улице, есть даже светофоры и перекрестки. Все сотрудники ходят в одинаковой яркой сине-оранжевой униформе со светоотражающими полосками.

У самостоятельно собранного 1,6-литрового двигатель семейства Sigma состоялась торжественная фотосессия. На автомобиль какой модели (Fiesta, Focus или EcoSport) его установят, нам не сообщили. А может быть, «журналистский мотор» и вовсе обоснуется в заводском музее, став одним из его первых экспонатов.

Что же касается самого производства, то трудно не согласиться его управляющим британцем Бобом Мерфи, подчеркнувшим на прощание, что «завод соответствует высоким мировым стандартам Ford, но лично я считаю его лучшим».