Авторынок России рухнул до уровня 2004 года

Министерство промышленности и торговли видит три варианта развития российского авторынка не очень плохой, плохой, и совсем печальный. Но при этом рапортует о полнейшем успехе госпрограмм поддержки авторынка.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов на заседании Экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники комитета Госдумы по промышленности рассказал, что авторынок страны продолжит сжиматься как минимум до конца 2016 года. Хотя и не такими темпами, как в 2015. По его данным, за прошедшие пять месяцев 2016 года авторынок страны упал всего на 14%, против 40% годом ранее. Столь «оглушительные» экономические достижения в автомобильной сфере в текущем году замминистра связывает исключительно с госпрограммами стимулирования спроса. Действительно, зачем вспоминать, что аналогичная программа государственно поддержки действовала и в прошлом году?

Зато он надеется, что вторая половина 2016 «будет для нас еще более удачной, чем последние месяцы реализации этих программ, и хотелось бы, чтобы мы наконец-то оттолкнулись от дна». Впрочем, тощие ростки оптимизма, проклюнувшиеся после этих слов у аудитории, оказались немедленно растоптаны прогнозами самого же Минпомторга. Так, базовый прогноз объемов продаж новых машин в России составляет 1,4 млн. штук за 2016 год. Это меньше результата года 2015 на 6,7%. Пессимистический прогноз говорит о падении рынка до 1,3 млн. легковушек и LCV, а негативный сценарий министерства подразумевает коллапс до 1,1 млн. проданных за год машин.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, напомним, что рекордный объем продаж новых машин в России случился в 2012 году, достигнув почти 3 млн. единиц. С тех пор наш рынок с разной скоростью, но неуклонно падает. К текущему моменту, если верить оценкам Минпромторга, мы скатились до уровня 2004 года, когда в стране было продано около 1,4 млн. новых машин. Правда и доллар тогда, 12 лет назад(!), стоил всего 28 рублей – при стоимости бочки нефти, в среднем по году, на уровне 40$, то есть примерно как сейчас! Зато рубль у нас нынче котируется в 2,3 раза дешевле по отношению к доллару...

С другой стороны, интересно сравнить, сколько стоила «усредненная» новая машина в 2004 году, то есть в ситуации которого мы сейчас откатились, и сколько она же стоит сейчас. 12 лет назад за нее просили около 350 000 рублей, а сейчас – около 1,5 млн! То есть в 4,3 раза больше. И на девальвацию рубля такой рост цен не спишешь – последний, как было сказано, подешевел всего лишь в 2,3 раза.

Резюмируя эти выкладки, приходим к выводу, что надежды на сколь-нибудь серьезное улучшение ситуации в российском автобизнесе в сколь-нибудь обозримом будущем абсолютно бессмысленно. Ситуация такова, что машины подорожали вдвое, а доходы потребителей, то есть фактическая покупательская способность, остались на прежнем уровне. И поскольку расти они явно не собираются, авторынку России остается и дальше «тухнуть» на уровне около 1 млн. штук в год.