23238

Локализация производства автомобилей оказалась фикцией

Правительство в ближайшее время собирается пересмотреть требования к промсборке
Сроки соглашений, заключенных автомобильными предприятиями с государством по промышленной сборке, в массе своей истекают в 2017–2018 годах. К настоящему времени даже чиновники осознали, что цели этих контрактов, заключавшиеся в максимальной концентрации реального и технологичного производства на российской территории, так и не были достигнуты.
Поделиться
Изображение Локализация производства автомобилей оказалась фикцией

Как сообщает газета «Коммерсант», в правительстве изучают возможность создания нового механизма привлечения иностранных инвесторов в российский автопром. Другими словами, готовят автопроизводителям «третью промсборку». Напомним, что «первая» действовала начиная с 2005 года, и по ее условиям автоконцернам необходимо было довести локализацию производства до 30% и выпускать не менее 25 000 машин в год. «Вторая» была введена в 2011 году; она подразумевала локализацию уже в 60%, создание мощностей для изготовления 300 000 автомобилей и инвестиции в научные и опытно-конструкторские разработки.

Пока экономика страны пребывала в счастливом благополучии, обе стороны процесса все устраивало как нельзя лучше. Правительство с оптимизмом рапортовало о ежегодном мощнейшем росте рынка, а производители пользовались ощутимыми таможенными льготами.

Фото: www.manufacturing.net

Однако обрушившийся на нашу страну кризис кое-что прояснил в как всегда мутноватых схемах реализации соглашений. Неожиданно – для чиновников, конечно – оказалось, что 60-процентная локализация, о которой бодро отчитывались автогиганты, никоим образом не защитила цены на их продукцию от падения курса рубля. Прайсы послушно последовали за ростом евро, сделав покупку даже бюджетной машины неподъемной для большей части населения.

Ведь при ближайшем рассмотрении выяснилось, что солидная доля деталей в якобы отечественных комплектующих по-прежнему зарубежного происхождения. А порой вклад российского производителя, вообще ограничивался лишь переупаковкой стопроцентно китайских деталей в наши коробки.

www.pennlive.com

С другой стороны, государство также откровенно продемонстрировало, чьи проблемы ему ближе всего. Точнее, на чьи проблемы ему наплевать. Конечно же, бедными родственниками оказалось простые люди, столкнувшиеся благодаря действиям чиновников с катастрофическим падением своих доходов. Покупательская способность населения оказалась помноженной на ноль. Тут автопроизводители с удивлением обнаружили, что покупать их дорогущие изделия некому. Новые заводы, построенные в тучные времена на территории России, недозагружены: при их потенциале в 3,44 млн автомобилей в год, за 2015-й они произвели всего 40% от этого количества.

Кроме того, по словам управляющего партнера EURussia Partner Ивана Бончева, приведенным «Коммерсантом», для иностранных производителей развивать НИОКР нецелесообразно: Россия – страна не самых низких издержек.

Как собирается руководство страны в очередной раз ужесточать условия промсборки – непонятно. Исходя из печального опыта, можно предположить, что процент локализации поднимут до 75%, а мощности заводов заставят увеличить до 450 тысяч машин в год. На этом все успокоятся, и авторынок пойдет по проторенным путям взаимного обмана.