Автомобильный рынок в очередной раз огорчил оптимистов

Фото: africanspotlight.com
Со ссылкой на инсайдерский источник в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) некоторые средства массовой информации неделю назад прогнозировали серьезное замедление падения рынка в минувшем июне. Однако совершенно ожидаемо этого не произошло.

Начнем с того, что реальный инсайд от АЕБ получить крайне трудно, поскольку ассоциация только лишь аккумулирует данные, предоставляемые производителями. А последним, естественно, требуется некоторое время на подготовку и обработку информации. Так что не вызывает никакого удивления тот факт, что прогнозисты в очередной раз попали пальцем в небо. Никакого падения на 9% - что по нынешним временам стало бы чуть ли не праздником для автомобилестроителей и их дилеров — не произошло.

Вместо этого продажи сократились в июне по отношению в этому же месяцу прошлого года на вполне ожидаемые 12,5%, а за полугодие — на 14,1%. Если прибегнуть к нетривиальному методу сравнения и сопоставить объемы реализации за май и июнь этого года, то можно найти повод для робкого оптимизма — они подросли на 13,9%. Но в прошлом году это соотношение также было положительным — 11,4%, и ни к каким сдвигам в лучшую сторону рынок не привело.

Фото: top-gear-car.blogspot.com

Итак, за январь-май продажи сократились на 14,6% по сравнению с прошлым годом, за январь-июнь — как уже было сказано, на 14,1%. Даже при сохранении этих темпов подтормаживания к декабрю мы чисто гипотетически можем выйти на показатель в 11,1%. Выглядит такое допущение весьма сомнительным.

Однако Комитет автопроизводителей АЕБ идет еще дальше. Его председатель Йорг Шрайбер поначалу грустно констатирует непреложный факт: «Продажи июня не смогли существенно улучшить суммарный результат первой половины года. Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, т. е. быстрее, чем предполагалось в начале года». Затем он пытается подпустить немного мажорных нот: «Учитывая это обстоятельство, АЕБ обновляет прогноз 2016 года до уровня 1,44 млн. шт., что означает падение на 10,3% по сравнению с 2015 годом. Данный прогноз подразумевает замедление негативного тренда во второй половине 2016 года до уровня 6−7% или, иными словами, до половины от того, что мы наблюдали в текущем году».

Фото: www.autonews.com

Что ж, и незадачливых прогнозистов, о которых упоминалось в начале статьи, и уважаемого Йорга Шрайбера можно понять: рынку катастрофически не хватает именно оптимизма. Как нам кажется, последнее время он падает уже не столько по экономическим причинам, сколько из-за отсутствия позитивных ожиданий у потребителей. Условия кардинально не меняются уже в течение долгого времени: курс рубля к европейской и американской валютам колеблется где-то там на запредельном уровне, автопроизводители потихоньку переписывают прайсы в сторону увеличения, а государство помалкивает, благословляя всю эту счастливую Аркадию. Вот только покупатели заартачились, и не хотят молча проглатывать скармливаемые им условия — как, скажем, это было в прошлый кризис.

Кстати тогда, семь лет назад, в первой половине самого тяжелого для автопрома России 2009 года было продано 763 926 легковых и легких коммерческих автомобилей. А в году нынешнем — 672 140 штук, так что оцените разницу…