Государство предлагает автопроизводителям спасаться самостоятельно

Фото: europe.newsweek.com
По поводу государственной поддержки автомобильной отрасли в следующем году ни у чиновников, ни у экономистов никакой ясности пока нет. Да, впервые за многие кризисные годы, считая 2008—2009 и 2014—1016, никто не спешит протянуть руку помощи с зажатой в ней денежкой загибающимся производителям и продавцам машин.

Собственно говоря, это неудивительно. Ну действительно, сколько можно безуспешно подкармливать автопроизводителей — неважно отечественных или зарубежных — которые, похоже, уже давно и прочно путают свою шерсть с государственной. При этом сами они ничего для кардинального решения проблемы делать не собираются.

Наконец-то сей факт дошел до высоких кабинетов. Так, по информации издания «Коммерсантъ», прозрело Минэкономики: нынешние меры господдержки автопрома только «сжигают» бюджетные деньги и мешают отрасли «перестроиться под новую реальность». Кстати, вкратце обрисуем эту самую реальность. Производственные мощности автозаводов в России загружены только на 40%. В 2015 году убытки отечественной автомобильной индустрии в целом составили 102,3 млрд рублей. По оценке экспертов министерства, объем рынка до 2020 года не превысит 2 млн. машин в год.

Фото: penarthnews.wordpress.com

И что же? Да никто особо не чешется. Никакой серьезной реструктуризации деятельности по сей день не ведется. Производители терпят убытки из-за небывалого обвала продаж, но покрывают их за счет прибыли с других рынков и направлений, оставляя неизменной свою ценовую политику и надеясь, что все как всегда рассосется само собой. И ведь есть у них некоторые основания так считать, поскольку кризис 2008—2009 годов, в значительной степени сглаженный поддержкой государства, их не напугал и ничему не научил.

Как ​заметил заместитель руководителя Минэкономики Евгений Елин,"Тем, кто должен был уйти с рынка, не дали умереть, и следующий кризис дал новую вспышку падения автопрома, а попытка погасить ее теми же инструментами уже не работает". По этому поводу министерство не хочет более кидать гигантские средства в топку стимуляции внутреннего спроса, поскольку это совершенно не мотивирует автопроизводителей снижать издержки и цену для интенсификации продаж.

Фото: www.lifeofpix.com

Чуть было не сказал — да и денег особо нет. Но не тут-то было. Даже несмотря на кризис финансы, оказывается, нашлись. На что же собираются их потратить в Минэкономики? Перечислим только основное. Почти 82 млрд. рублей в следующем году планируется выплатить в качестве компенсации автозаводам их затрат на содержание рабочих мест, выпуск экологичных автомобилей и утилизационный сбор — оцените эффективность этих вложений сами. Далее, 6,61 млрд. рублей предполагается направить на компенсацию затрат по созданию автономных транспортных средств и беспилотников. При кажущейся бессмыслице такого рода трат, на деле все может обстоять не так просто. «Были сигналы: не чай он там пьет».

Ну и там еще по мелочи — миллиард туда, миллиард сюда. Но по большому счету — все. Остальные — кто не АВТОВАЗ, кто не делает ракеты и не перекрывает Енисей — наконец-то брошены на произвол судьбы. Ибо сказано: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.