31506

Невероятная судьба Ярославского моторного завода

Как иногда причудливо тасуются не только человеческие жизни, но и судьбы огромных предприятий. Скажем, более чем удивительное явление — Ярославский моторный завод. Его история — приятный случай хэппи-энда в суровых российских реалиях.
Изображение Невероятная судьба Ярославского моторного завода

Даже сам факт его возникновения в 1916 году — непосредственно накануне свалившихся на Россию потрясений — кажется невероятным. Завод основал известный российский авиатор, инженер и предприниматель Владимир Александрович Лебедев. Появление такого предприятия в патриархальном и совсем не индустриальном Ярославле удивительно. «Всякая проезжая машина собирает неизменно толпы любопытных. Понятно, какой фурор должна была вызвать здесь постройка целого автомобильного завода», — писал в 1916 году журнал «Автомобиль».

Помимо производства санитарных машин для фронтов первой мировой воины Лебедев лелеял надежду на масштабное развитие рынка российских легковушек — «Руссо-Балтов» на всех желающих категорически не хватало. Но — увы! Грянула революция, и Владимир Александрович эмигрировал, оставив после себя пробную конструкцию «Лебедь», в основе которой лежал американский Crossley, и недостроенные цеха.

По идее, на том все должно было и закончиться. Тем более, что в 1918 году в Ярославле вспыхнул антибольшевистский мятеж: пока новая власть его подавляла, сгорело около 20 фабрик. Завод Лебедева не пострадал, был успешно национализирован и переименован в ЯГАРЗ — первый ярославский государственный авторемонтный завод. Там чинили иностранные автомобили и строили мотодрезины на базе американских грузовиков White с цепной передачей.

Только в 1925 году до властей дошло, что предприятие способно выпускать и собственную продукцию. У такого «прозрения» были вполне прагматичные причины: основными тружениками в народном хозяйстве были «полуторки», а многочисленным стройкам требовалась более серьезная техника. В Ярославле же было создано конструкторское бюро во главе с главным конструктором Владимиром Даниловым по разработке нового грузовика.

7 ноября 1925 года с конвейера сошел первый трехтонник Я-3, окрашенный в красный революционный цвет. Логичнее было бы назвать его Я-1, но изготовители, видимо, решили сделать акцент на грузоподъемности, а не на порядковом номере. Завод был переименован в ЯГАЗ — Ярославский государственный автомобильный завод. Уже на следующий год новые автомобили отправились в пробег по маршруту Ярославль — Москва — Витебск — Ленинград — Тверь — Москва — Ярославль.

Следующим на конвейер встал четырехтонник Я-4. И пошло-поехало: Я-5, трех- и четырехосные ЯГ-10, ЯГ-12, самосвалы ЯС-1 и ЯС-3, а чуть позже десятитонники ЯАЗ-205 и ЯАЗ-210.

Параллельно предприятие осваивало и городской транспорт. Здесь стоит сделать небольшое отступление. В 20−30-х годах во всем мире производством автобусов занимались специализированные фирмы-мастерские, которые устанавливали пассажирские кузова на базу более-менее подходящих грузовиков. Сам кузов был примитивным — фанерная коробка с каркасом из деревянных брусьев, обшитая стальными листами. Крышу иногда просто обтягивали брезентом и покрывали битумным лаком.

На Ярославском заводе поначалу также не было ни производственных мощностей для выпуска автобусов, ни специалистов. К 1932 году ярославцы разработали «заниженное» шасси для автобуса ЯА-1. Это был первый в стране трехосный 80-местный автобус. Через год появился «люксовый» вариант с кожаными сиденьями на 54 пассажиров. Более того — заводчане взялись за изготовление троллейбусов! В 1933 году было изготовлено первое шасси для ЛК-1, названного в честь Лазаря Кагановича. А в 1936-м с конвейера сошел ярославский троллейбус ЯТБ-1. Чуть позже свет увидал трехосный двухэтажный ЯТБ-3, который можно увидеть в фильме «Подкидыш».

Здесь же, на ЯГАЗе была изготавлена опытная партия первых советских дизелей «Коджу». Откуда такое название? Все просто: это сокращение от «Коба Джугашвили».

С началом войны предприятие освоило выпуск 13 видов военной продукции. Самый известный ее образец — гусеничный тягач Я-12 для транспортировки 152-миллиметровых орудий. Машина по сей день стоит у центральной проходной завода. После победы вплоть до конца 50-х годов завод производил грузовики и двухтактные дизели. В 1947 году тут был создан двигатель ЯАЗ-204, который заложил основу отечественной школы дизелестроения. В 1958-м предприятие перешло исключительно на производство дизельных двигателей и было переименовано в ЯМЗ — Ярославский моторный завод.

А как же грузовики? Производство самосвала ЯАЗ-205 перенесли в Минск, трехосника ЯАЗ-214 — на Кременчугский автомобильный завод. Там они стали родоначальниками современных МАЗов и КрАЗов.

В начале 2000-х предприятие вошло в «Группу ГАЗ» и теперь выпускает двигатели для грузовиков поколения NEXT — ГАЗонов и «Уралов», — а кроме того, автобусов, тракторов, судов на воздушной подушке, комбайнов и т. д. В Ярославле также изготавливаются моторы для «Mercedes Sprinter». Ярославские двигатели некоторое время устанавливались на гоночную технику «Камаз-Мастер» и «МАЗ-Спорт-Авто». Поговаривают, что на ЯМЗ собираются перейти белорусские спортсмены.

Увы, в одной статье невозможно ознакомиться со всеми ярославскими двигателями. Например, к столетнему юбилею ярославцы представили новинку — газовый агрегат ЯМЗ-530 СNG. Но об этом мы расскажем в следующий раз.