Минпромторгу посоветовали «забить» на российский рынок

Фото: www.techwire.net
Вчера, 12 декабря в Минпромторге состоялось заседание Общественного совета, где обсуждалась стратегия развития автомобильной промышленности в нашей стране, причем с дальним прицелом — аж до 2025 года. В результате оказалось, что проблемы собственного населения ни министерство, ни общественников особо не заботят.

Знаете ли вы, что представляет из себя Общественный совет при Минпромторге? Я, например, не знал, поэтому специально поинтересовался. Это, господа хорошие, такой постоянно действующий совещательный орган, основной задачей которого обозначено согласование интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и т. д.и т. п. при осуществлении государственной политики. Несколько туманно, но в принципе понятно — заседающие там персонажи должны следить, чтобы при выработке судьбоносных решений по возможности не ущемлялись наши с вами мелочные и своекорыстные интересы.

Только вот на практике оказывается, что совсем не защитой «маленького человека» заняты облеченные народным доверием советчики. Они благосклонно выслушали сообщение главы Минпромторга Дениса Мантурова, который, в общем-то, Америки не открыл: «Изменившиеся макроэкономические условия, факторы глобальной конкуренции, технологические тренды — все это требует корректировки ранее одобренных подходов к развитию российского автопрома». Ну и что ж с того? Это ненаказуемо. Но вот рецепты выхода из кризиса с точки зрения защиты отечественного потребителя были представлены несколько странные.

Фото: pinterest.com

Первый касается касается развития экспорта. Правительством, оказывается, уже одобрен проектный подход, предполагающий долгосрочную поддержку производителей на всех этапах выхода на целевые рынки. Его реализация-де уже к концу 2018 года позволит в полтора раза нарастить поставки автомобилей на внешние рынки. Звучит, конечно, гордо. Но давайте покопаемся в цифрах. Если в 2015 году по данным Федеральной таможенной службы было экспортировано 97 400 легковых автомобилей, из которых 86 000 отправились в страны ближнего зарубежья, то то в 2016-м их общее количество предположительно сократится до 60 тысяч, как считает Российский экспортный центр. По сравнению с объемом внутреннего потребления, составляющим несмотря на двукратное кризисное падение 1 279 987 штук, это капля в море, о которой говорить-то смешно. При этом заметим, что поддержка экспорта автомобилей в минувший год обошлась правительству в 3,3 млрд. рублей — наших с вами «деревянных», которых нам никто и никогда не компенсирует.

Между тем, если перевести все вышесказанное на нормальный русский язык, то получится, что Минпромторг предложил откровенно «забить» на интересы реальных отечественных покупателей и заняться соблазнением виртуальных иностранных клиентов. А советчики от народа согласно покивали в ответ головами и выразили свое единодушное «одобрям-с».

Фото: thecarexpert.co.uk

По поводу правильности второго ключевого направления — стимулирования производства в России автокомпонентов — вряд ли у кого-то есть сомнения. Новые рабочие места, зарплаты и прочее — все это, конечно, работает на экономику. Правда, как показывает опыт, локализация никак не отражается на цене конечного продукта, да и кардинально изменить ситуацию с продажами автомобилей не поможет.

А между тем, рынку настоятельно требуется интенсивная терапия. По словам того же Мантурова российскими и крупнейшими мировыми автопроизводителями в России созданы современные производственные мощности, способные выпускать 3,2 млн. автомобилей в год. Падение внутреннего спроса, вызванное стремительным удорожанием машин и, как следствие, падением покупательской активности привело к снижению загрузки предприятий на 40−45% - не от заявленного уровня, а от реальных объемов производства. В отсутствие данных за год приведем цифры за шесть месяцев 2016-го — 537 тысяч единиц.

Ну и где тут невидимая рука рынка? Что же она ничего не регулирует? Почему конкуренты, у которых без дела простаивают мощности, не снижают цены, не сражаются друг с другом за благосклонность потребителя? Тем временем профильное министерство не спешит задействовать свои властные рычаги взамен самоустранившегося рыночного механизма. По совету друзей-общественников чиновники опять собираются проигнорировать совершенно ненормальное соотношение доходов населения и цен на автомобили. Вместо принятия действенных мер «эффективные менеджеры» подсовывают нам очередной симулякр в красивой экспортной обертке.