Популярность кроссоверов и внедорожников в России растет, несмотря на кризис

По итогам первого полугодия 2015 года российский авторынок сократился на 36,4% до 782 094 проданных авто. В июле продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 27,5% и составили 131 087 штук. Но на фоне общей стагнации авторынка сегмент SUV показал наименьший спад.

За первые шесть месяцев этого года на покупку кроссоверов и внедорожников российские автолюбители потратили более 304,2 млрд. рублей. Эксперты связывают интерес потребителя к этом сегменту с финансовой доступностью ряда моделей, которые можно приобрести по цене до 1,5 млн. рублей, а также с тем, что ряд бюджетных внедорожников попадает под программу госсубсидий.

В ТОП-5 самых популярных авто в сегменте SUV вошли Renault Duster, Lada 4×4, UAZ Patriot, Nissan X-Trail, Mazda CX-5 и Toyota RAV-4.

Напомним, что рекордного уровня продажи кроссоверов и внедорожников достигли в последнем квартале 2014 года – 43% от общего объема авторынка. По итогам же первого полугодия 2015 года их доля на рынке новых авто составила 36,9% – на 1,5% меньше, чем годом ранее. Несмотря на то, что ряд экспертов прогнозируют резкое падение продаж автомобилей данного типа, эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» убеждены, что снижение спроса на SUV – временное явление, обусловленное общей ситуацией, сложившейся на авторынке. Некоторого уменьшения количества продаж авто данного типа вызвано тем, что в среднем рост цен на SUV оказался выше чем на легковые авто типа седан и хетчбэк, что и сказалось на незначительном падении спроса.

Как следствие, покупатели начали искать способы экономии, отказываясь от дорогих комплектаций с расширенным пакетом опций в пользу бюджетных модификаций. За первые шесть месяцев 2015 года на российском рынке продажи новых легковых авто типа хетчбэк и седан составили 232 800 штук, а SUV – 221 200 шт, то есть 38,4% и 36,5% соответственно. При этом рост цен и падение спроса на новые автомобили привели к изменениям структуры рынка SUV.

В ТОП-5 самых популярных авто в сегменте SUV вошли Renault Duster, Lada 4×4, UAZ Patriot, Nissan X-Trail, Mazda CX-5 и Toyota RAV-4.

В первом полугодии 2015 года двухлетнее лидерство Renault Duster перешло к устаревшему, но более дешевому автомобилю LADA 4×4. Внедорожник АВТОВАЗа смог не только завоевать первенство в сегменте SUV, но и стать чуть ли не единственной моделью в ТЩП-25 российских бестселлеров, показавшей рост продаж на падающем рынке. В первом полугодии 2015 года продажи LADA 4×4 увеличились более чем на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако по итогам семи месяцев 2015 года Renault Duster вернул свои позиции – 23 338 проданных авто против 21 901 LADA 4×4.

– Сложившаяся экономическая ситуация в стране – непростое время для автодилеров. Продажи авто падают, многие игроки уходят с рынка, но у нас пока нет повода для беспокойства, – комментирует ситуацию директор по продажам дивизионов «Премиум» и «ЭЛА» Александр Зиновьев. – Специалисты дилерских центров ГК «АвтоСпецЦентр» фиксируют в июле повышение спроса на модели Nissan X-Trail и Mazda CX-5. Несмотря на заметный спад покупательской активности, в премиум сегменте не ослабевает спрос на внедорожники Porsche и Audi, которые по сравнению с первыми семью месяцами прошлого года демонстрируют снижение доли продаж не более чем на 7-8%».

    На рынке подержанных легковых автомобилей ситуация меняется в сторону увеличения сегмента SUV. В первом квартале 2012 года доля кроссоверов на вторичном рынке составляла всего 15,5%, в 2013 – 16,5%, за первые три месяца 2014 – 17,8%, в 2015 выросла уже до 19,2%.

    Автопроизводители, как и представители дилерских центров, по-прежнему рассматривают сегмент SUV как наиболее перспективный и делают на него ставку в своих планах продаж на российском рынке. В ближайшие несколько лет в России начнется производство таких бестселлеров как Toyota RAV-4 и Nissan Qashqai, а Hyundai представит новый субкомпактный кроссовер В-класса. Залогом популярности внедорожников в России являются суровый климат и плохие дороги. Поэтому традиционно любимый россиянами класс автомобилей будет пользоваться спросом и в будущем.