За счет чего выживает вторичный авторынок в России

Несколько дней назад Комитет автопроизводителей АЕБ опубликовал отчет о продажах новых авто в первом квартале текущего года, теперь подоспела статистика, демонстрирующая положение дел на вторичном авторынке. И, судя по ней, наша страна стремительно откатывается в прошлое.

По уровню реализации новых автомобилей Россия уже откатилась назад на десятилетие: на том же уровне новые автомобили торговались в нашей стране в самом начале «двухтысячных», когда Ford только запускал завод во Всеволожске, Hyundai считал за счастье сотрудничать с ТагАЗом, а остатки ликвидированной властями Южной Кореи Daewoo только-только перебралась под крыло GM. Теперь же у нас на рынке более полусотни брендов, но количество потенциальных клиентов по понятным причинам примерно такое же.

Вот подержанными авто в нашей стране в начале «нулевых» торговали довольно активно. Тем более, что власти в те времена о заградительных пошлинах только начинали заикаться, но о введении их еще никто не думал. И все же, по количеству сделок вторичный рынок тогда и сегодня – далеко не одно и то же. Его современная емкость, как ни крути, заметно выше.

Впрочем, точных данных подтверждающих данное предположение в нашем распоряжении нет и, наверное, уже никогда не будет. Зато мы можем вдоволь насмотреться на то, что творится с российским автомобильным рынком в настоящий момент: новых машин за первый квартал купили без малого 384 тысячи, подержанных – более 1,1 миллиона штук. Скажем больше, в марте старых автомобилей скупили больше, чем новый с начала года. Мало того, если в первом случае общее падение составило 36,3%, во втором – меньше 20%.

Иными словами, деньги у населения еще остались, и производителям есть, над чем подумать. Точнее, есть, над чем поработать. В первую очередь, над ценообразованием. Среднестатистическая новая машина с декабря подорожала примерно на 35-40 процентов, подержанная – на 25-30 процентов, притом, что некоторые категории авто не подорожали вовсе. По данным агентства «Автостат», средневзвешенная стоимость подержанной машины в марте составила 740 тысяч рублей. Притом, не стоит забывать, что в конце прошлого года многие предпочли избавиться от рублей и, вложив деньги в новый автомобиль, перепродать его по новым ценам в начале нынешнего. Второй момент – вал автомобилей, прошедших через систему trade-in.

Время этих авто, похоже, настало. Однако, вся прелесть вторичного рынка заключается в том, что рынок в данном случае формируется не продавцом, а покупателем. Торговаться тут не только можно, но даже нужно и полезно, ибо тот процент, который вы скинете во время торга в цену заложен изначально. Не стоит забывать и о том, что подержанная машина – низколиквидный товар, держать который в закромах бесконечно дорого и глупо, поэтому, в определенный момент продавец будет рад от него избавиться.

Впрочем, к статистике взаимоотношения между продавцом и покупателем не относятся. Вот данные «Автостата», напротив, о его состоянии свидетельствуют весьма красноречиво. Итак, продажи вторички ожидаемо упали, притом, в Топ-10 ни осталось ни одного российского или не российского автомобильного бренда, который закончил бы квартал в плюсе. Притом, практически все популярные марки просели на уровне рынка, избежав серьезных падений, что косвенно свидетельствует о довольно неплохой ситуации. С другой стороны, делать какие-либо прогнозы тут, мягко говоря, преждевременно, поскольку подводя итоги эксперты агентства отметили, что все марки, входящие в Топ-40 в марте показали отрицательную динамику. Кроме того, 17 из них закончили отчетный период с падением, превысившим среднерыночный показатель.

Так спрос на LADA в марте упал на 21,3%, но по итогам первых трех месяцев удержался в пределах 20%. Довольно сильно упала Toyota – 31,6 и 25 процентов соответственно, но тут стоит принять во внимание ажиотажный спрос на новые машины этой марки, которые перенасытили сегмент подержанных авто. Прилично просели также Nissan и Chevrolet, но в целом снижение тут тоже не столь уж и критично.

Кстати, данные «Автостата» также подтвердили интерес российской публики к премиальным авто. Разместившийся на 12 позиции Mercedes и отстающий на две строчки BMW продемонстрировали неплохую стрессоустойчивость, соответственно потеряв по итогам квартала 8,1 и 9,5 процента. Вот показатели Jeep и Porsche выросли, а Infiniti в январе-марте умудрилась сработать «в ноль», правда, эти марки расположились в районе третьего десятка.

Что же касается личного зачета, то тут по-прежнему безраздельно царствует LADA. Абсолютными лидерами по объему рынка оказались четыре модели LADA (2107, 2114, 2110, 4x4 и только две иномарки – Ford Focus и Toyota Corolla. Однако все они, за исключением наследницы классической «Нивы», показали более чем 20-процентное падение продаж (у Corolla, как и у Toyota в целом – больше 30%). Кроссвер же умудрился зафиксировать падение на отметке 14,5%.