19831

Как технологии превращают водителей в зомби

Системы помощи на дороге, мониторинг «слепых» зон, автомат удержания скорости, дистанции, полосы, контроль состояния водителя... Этот список бесконечен, однако засилье «помощников», в конечном счете, приведет к тому, что человек попросту деградирует.
Поделиться

Изображение Как технологии превращают водителей в зомби

Нет, он не выродится подобно динозаврам, как биологический вид, по крайней мере, если на планете не случится глобальных катаклизмов, но вымрет, как водитель, как индивид, способный управлять чем-то, что сложнее утюга или микроволновки. Судя по последним автомобильным трендам, через полтора, максимум два десятка лет человека окончательно «выселят» с водительского кресла, и наблюдать за дорогой ему придется со стороны. Кому-то может показаться, что это не так уж и плохо, ибо человеческая жизнь — самое дорогое, что в принципе «изобретено» цивилизованным обществом. Но у этой медали есть и обратная сторона — отдавая контроль над нашим существованием в «заботливые компьютерные руки», мы окончательно обесцениваем все то, ради чего, собственно, и была придумана жизнь — развитие и самосовершенствование.

Сначала люди просто жаждали большего комфорта, теперь же их всеми силами отстраняют от управления.

Ведь начиналось-то все с малого. Сначала мы просто хотели более комфортной езды, поэтому предпочитали автоматические коробки механическим. Затем за дело взялись социологи, посчитавшие, что на дорогах планеты гибнет слишком много людей. И это было бы похоже на правду, если бы в странах третьего мира, в то же время, не гибло бы на порядок больше людей из-за банальнейшей нехватки пенициллина и от не менее банального голода. Зато цивилизованный мир обрел систему ABS.

Ну и что плохого? Ничего. ABS — не панацея, но точка отсчета, после которой производители просто не смогли остановиться. Или это мы им не дали? Каждая новая ступень делала машину не столько более безопасной, сколько более дорогой. Для конечного пользователя. Потом появились и «антислайд», и «антибукс», и контроль траектории... Замечательные вещи, если не считать того, что разница между ними лишь в количестве датчиков и в прошивке блока управления, поскольку работают они на основе все той же ABS. То есть реально все это обходится в копейки, но еще 15 лет назад все это подавалось автомобильному люду, чуть ли не как вершина электронной мысли. Однако стоило нам в это поверить, мы начали стремительно деградировать.

Водителю больше не нужно становиться профессионалом и совершенствовать собственные навыки — за него все сделает компьютер.

Спрашивается, зачем обучать человека водить авто с механической коробкой, когда он все равно будет ездить на «автомате»? Зачем обучать его ездить по правилам, если за знаками все равно будет следить беспристрастный компьютер, зачем его вообще чему-нибудь обучать, если машина, в итоге, полностью заменит водителя? Только для того, чтобы тот мог перехватить управление в случае какого-нибудь сбоя?

Совсем не факт, что у него это получится. Представьте себе «сошедший с ума» (например, из-за вируса) компьютер. Наверняка, выглядеть он будет примерно также, как выглядит R2d2 в «Звездных войнах» после очередного попадания в него из бластера. Но это будет не кино, и крутящий момент на «выживших из ума» сервоприводах и усилителях окажется вполне реальным. Думаю, глупо напоминать, что сегодня на рынке почти не осталось автомобилей с пассивными гидроусилителями руля, в 99% случаев они электрические. Без них бы мы никогда не получили систему автоматической парковки, но в то же время в будущем мы рискуем получить еще одну потенциальную опасность.

«Выживший из ума» автомат на порядок опаснее любого неопытного водителя.

Но и это не является следствием. Все в курсе, что за автомобильная компания сильнее остальных ратует за нашу с вами безопасность. В Volvo в свое время сделали обязательными трехточечные ремни и доработали надувные подушки. Наверняка, это спасло массу жизней, но шведам на том стоило бы остановиться. Однако они пошли дальше. Скандинавы уже который год изучают большинство ДТП в своей стране и исследуют похожие случаи со своими машинами по всему миру. И вот до чего докопались спецы их отдела безопасности — больше половины всех аварий на дорогах вне городов связаны с тем, что машина покидает свою полосу движения.

В городах же огромное число ДТП случается из-за потери водителем концентрации. Проще говоря, из-за того, что он отвлекается от своих непосредственных обязанностей. Подобные исследования, кстати, привели к появлению «активного» круиз-контроля, автомата удержания полосы, комплексов автоматического торможения вроде City Safety... И они действительно срабатывают. Почти всегда. Но опять же «лечат» не «болезнь», а ее симптомы.

Водительские «лицензии» сегодня выдают даже тем, кто прежде не смог бы получить их в принципе...

Один мой знакомый частенько засыпает в машине. Не только на пассажирском кресле, но и за рулем. Другой человек, которого я знаю, за которым пару раз замечалась та же особенность, как-то проснулся в кювете. Притом, в тот момент он ехал с женой и двумя детьми. Ему повезло: он американец, и страховая компания, после того, как выплатила компенсацию, настояла на обследовании. Оказалось, что всему этому есть вполне логичное медицинское объяснение, которое решается двумя-тремя курсами не очень дорогих препаратов. Проблема в том, что первый мой товарищ — наш и никто обследовать его и запихивать в аппарат МРТ забесплатно не станет. А уж лечить — и подавно. Но в то же время, отнимать у него права тоже не за что, хотя в ряде случаев он опасен не только для себя, но и для окружающих.

Хотите еще картинок из жизни? Несколько раз на европейских тестах мне доводилось ездить с людьми, которые понятия не имели, как управлять машиной с МКП, притом, что разделения на категории в нашей стране тогда не было в принципе и все соискатели заветных корочек по умолчанию должны были учиться на «механике». Уж, если не учиться, то, как минимум, уметь на ней сдавать. Тут же даже намеков на это не было. Хотя водительскими удостоверениями эти люди владели больше трех лет.

Проще говоря, с ростом автомобилизации населения лицензии на управление авто стали выдавать всем, кому не лень. Сейчас кто-то подумает, что я вновь про «продажу», но нет. Как показала практика, даже если человек купил права, но действительно хочет научиться водить, водить он все-таки научится. Однако это не повод допускать к рулю кривых, косых, немощных, засыпающих... Мало того, это не повод, чтобы всячески помогать им управлять автомобилем, параллельно отбивая желание у остальных стремиться к совершенству.

Мы в большинстве своем уже как амебы перемещаемся: говорим по телефону и копаемся в системе навигации или мультимедии дольше, чем реально следим за дорогой. Многие авто сами паркуются, и безопасно выезжают с парковочного места. Скоро они еще и это место будут искать самостоятельно. И ездить от точки к точке. Водителю (хотя, какой он уже, к черту, водитель) останется лишь кнопку нужную нажать.

О технической готовновсти перейти на беспилотные интерфейсы производители заявляли еще в конце прошлого десятилетия. И, если бы мир не накрыли две кризисные волны, человека, возможно, уже отстранили бы от руля.

А лет через 15 нас вообще выкинут из-за руля, как нашкодивших котят. Тех же, кто не захочет пересаживаться ограничат в правах, например, запретив въезжать в определенные районы городов в «ручном режиме» или развивать скорость выше 30 км/ч. И так будет продолжаться до тех пор, пока кто-то не решит, что жизнь стала слишком пресной и рафинированной, и поэтому настало время немного пошалить. И тогда поначалу нас ждет что-то вроде финальной сцены из не слишком удачного фильма «Суррогаты», но, боюсь, закончим мы чем-то в стиле классического Mad Max. Если кто-то к тому моменту вообще вспомнит, как водить машину на «механике», и как называется та нефтяная жидкость, из-за которой машина вообще способна двигаться.