Новая жизнь старого аккумулятора

Утилизация продуктов жизнедеятельности — одна из острейших проблем человечества. И особенно, когда речь идет об отходах вредных, способных десятки и сотни лет отравлять землю, воду и воздух, а значит самым непосредственным образом влиять на здоровье людей. И в этом смысле отработавший свой срок автомобильный аккумулятор (АКБ) — один из самых опасных источников загрязнения окружающей среды. В том случае, разумеется, когда его просто выбрасывают на помойку.

Впрочем, в ближайший овраг использованные батареи все реже и реже выбрасывают даже в России, не говоря уж о странах цивилизованных. Где заботятся не только о чистоте планеты, но и умеют считать копеечку. И поэтому те же старые АКБ не бросают где попало, а с выгодой перерабатывают. С технологией данного процесса корреспондент портала «АвтоВзгляд» познакомился на одном из предприятий словенской компании TAB, входящей в десятку лидеров по производству автомобильных аккумуляторов в Европе.

50% всего свинца, используемого в мировой промышленности, производится из вторсырья.

Отечественным автолюбителям продукция компании TAB хорошо известна еще с советских времен. Да и сейчас фирма занимает в России четвертое место по импорту АКБ, поставляя к нам аккумуляторы популярных брендов TAB и Topla. При этом, что любопытно, значительная часть словенских аккумуляторов оказывается дешевле ряда российских аналогов, тогда как по своим характеристикам и сроку службы превосходит их. И одним из важнейших факторов, позволяющих компании держать более чем приемлемые цены на свои батареи, являются собственные заводы по переработке батарей. Один из таких заводов TAB, расположенном в местечке Кошица (Словения) и посетил наш корреспондент.

Фото Александр Ростарчук

Если говорить в целом, то в процессе переработки старых батарей компания добывает до 35 000 тонн свинца из тех 60 000 тонн, что требуются для ежегодного выпуска 5 млн. аккумуляторов (примерно 5% которых идет в Россию). Себестоимость новых АКБ здесь снижают и за счет переработки 2000 тонн пропилена, вновь используемого в производстве аккумуляторов, а также 1000 тонн гипса, получаемого в результате нейтрализации электролита из перерабатываемых аккумуляторов. Всего же компания ТАВ ежегодно перерабатывает до 60 000 тонн отслуживших аккумуляторных батарей, которые поступают сюда не только из Словении, но и из Италии, Германии, Хорватии, Сербии и Венгрии, Австрии, Македонии и других стран.

Словенская компания TAB использует высокотехнологичные методы извлечения и переработки свинца из отслуживших свой срок АКБ.

Как организован сам процесс? Все достаточно традиционно для подобных заводов. Если очень просто, то сначала батареи помещают в специальный цех (тут он представляет собой гигантскую бетонную яму), где сливают электролит (его потом нейтрализуют). Затем корпуса АКБ режут и «перемалывают» в огромной дробилке, а полученную массу разделяют на фракции — металл и пластмассу. Пластик потом гранулируют и продают, а из тяжелых металлов выплавляют свинец (на лондонской бирже он стоит примерно 2000 долларов за тонну).

Фото Александр Ростарчук

И главное в этом процессе сделать так, чтобы ни одной капли, ни одного грамма вредных отходов не ушло за пределы предприятия. Именно поэтому словенцы модернизируют свое хозяйство каждые пять лет, внедряя новейшее оборудование и технологии.

В итоге даже самые придирчивые «зеленые» не выступают против закрытия «вредного производства», разместившегося в словенских Альпах на берегу горной речки, в которую, собственно говоря, и сбрасывается использованная заводом вода.

Из добываемого свинца на заводах ТАВ «варят» уникальные сплавы, обеспечивающие батареям высокие пусковые токи и длительный срок службы.

Очищенная в том числе ионными обменниками и песчаными фильтрами (кстати сказать, очищается и воздух — импульсными струйными фильтрами с тефлоновыми мембранами). При этом в сточных водах электролита, слитого из батарей, не содержится ни капли. Он весь уходит на производство того самого гипса.

В России, между прочим, сборщики цветмета предпочитают принимать АКБ без электролита. Но куда его сливает сдатчик сырья никого, увы, не волнует. Да и наши перерабатывающие заводы (их в стране около десяти) редко когда используют эту субстанцию: после нейтрализации ее тупо сливают в канализацию.

Фото Александр Ростарчук

И, возвращаясь к словенскому рециклинговому заводу ТАВ, где побывал наш корреспондент, остается добавить, что весь его персонал составляет лишь несколько десятков человек — настолько основательно роботизировано и автоматизировано это производство по переработке батарей. Все это в комплексе позволяет получать здесь свинец высшей степени очистки, что крайне важно для высококачественного изготовления таких «основополагающих» компонентов батарей, как свинцовые решетки и активная масса.

Если говорить предметнее, то здесь из свинца высшей пробы, а также специальных добавок разрабатывают и «варят» уникальные сплавы для производства аккумуляторов. Учитывая тот факт, что физико-химические свойства этих сплавов почти на 90% определяют основные качественные показатели аккумуляторов (величину пускового тока, емкость, срок службы), рецептура выпускаемых материалов держится в строжайшем секрете.

Аккумуляторы популярных брендов TAB и Topla уже не раз становились призерами сравнительных тестов.

А конечный результат внедрения подобных разработок хорошо известен — сегодня аккумуляторы брендов ТАВ и Topla, в которых также используется переработанный свинец, не просто популярны и востребованы в нашей стране — они наглядно демонстрируют высокие эксплуатационные показатели в различных тестах, проводимых авторитетными экспертными организациями. О некоторых видах этих испытаний мы расскажем уже в ближайшее время.