Новый Ford Mondeo: первый российский тест-драйв

Когда-то Кларксон назвал этот автомобиль лучшей машиной в мире, а Тони Блэр с его помощью вывел новую социальную прослойку. А совсем недавно он отметил свое 20-летие. Но в России новому Mondeo, по сути, придется начинать все с самого начала.

Несколько дней назад Ford объявил о том, что получил-таки контроль над СП Ford-Sollers. Казалось бы, к чему такие сложности? Партнеры не раз заявляли о том, что у них все в полном порядке: мол, любим друг друга по-прежнему и разводиться не собираемся. Но, как выяснилось, порядок порядку — рознь — «милые» разругались на почве ценообразования. Sollers, будучи производителем, желал больших прибылей с каждой продажи, Ford же, как заказчик и поставщик технологий, ратовал за массовость, которая поможет ему в длительной перспективе. А для этого американцам нужен более низкий ценник, пусть и сформированный в ущерб собственной марже.

В 2011 и 2012 годах Ford продавал в России более 15 000 Mondeo в год. Теперь американцы хотя вернуться на те же позиции.

Иными словами, все это нужно было лишь для того, чтобы «уронить» стоимость Mondeo ниже миллионной отметки, а заодно скорректировать прайс-листы на EcoSport, Focus и ряд других моделей (в том числе и будущих). Зачем столько мороки? Тем более, ради модели, сегмент которой занимает не более 5% рынка. Но тут не все так просто.

Во-первых, класс седанов фактически формирует имидж бренда. Во-вторых, тут есть за что бороться. Продает же Toyota по 30 000 Camry… А чем Ford хуже? Тем более «Форд» не только новый, но еще и более дешевый. В лучшие годы он продавал по 15 000 Mondeo. Почему бы не повторить?

Но сначала придется вернуть былые позиции. Последние три года продажи только падали. Отчасти в том ситуация на рынке повинна, отчасти сам производитель... Эпопея с европеизацией Fusion растянулась на два с лишним года. Большая часть этого времени была потрачена на закрытие завода в Генке и перевозку конвейера в Валенсию. После же стартовала эпопея с подготовкой самой машины, которая, по слухам, тоже прошла не совсем гладко. По сути, это время было просто потеряно: за эти годы весьма приличным «жирком» обросли корейцы, Camry укрепила свои позиции, перезапустилась Teana. Так что легкой прогулки у Ford в этом сегменте уже не получится. Ему придется биться за каждый сантиметр пространства, независимо от того, идет ли речь о «частном секторе» или о корпоративных продажах.

Помимо нового экстерьера и привычных уже систем активной безопасности, Ford предложил клиентам LED-фары, мультимедийную систему SYNC2, обогрев заднего дивана и руля, а также базовый мотор, работающий на 92-м бензине.

Впрочем, первые шаги уже сделаны: стартовый ценник установили на отметке 999 тысяч рублей. Да, это с учетом скидок и субсидий, но в итоге тот автомобиль, который я выбрал для первого знакомства, все равно сегодня стоит немногим дороже Camry с 2-литровым мотором. Вместе с опциями! Со светодиодными фарами, системой SYNC2, надувными ремнями (!) безопасности для задних пассажиров и цифровой приборкой. Чем не антикризисное предложение?

Тем не менее, сомнительно, что эта модификация окажется самой ходовой. Маркетологи марки ставят на версию Trend. Это примерно в 1,3 миллиона рублей. Не считая 100-тысячного бонуса за trade-in и еще 50-тысячной скидки за пользование услугами Ford Credit. Собственно, за этим долю Sollers в СП и «размывали»…

По сути, это вся наиболее важная информация, касающаяся запуска нового Mondeo. Об остальном либо уже говорили во время европейской презентации, либо в те времена, когда новинка была представлена под именем Fusion на американском авторынке. Либо во время официального пуска всеволожского конвейера, который случился на прошлой неделе. По сути, в Питер я приехал лишь за тем, чтобы получить представление о том, как ездит российская модификация модели, и что именно ожидать от нее российскому клиенту.

Новый Mondeo стал солиднее, но главное, по габаритам и вместимости он превосходит всех конкурентов, включая Toyota Camry.

Заострять внимание на дизайне в данном случае довольно глупо. Во-первых, он всем хорошо известен, во всяком случае, те, кому это было действительно интересно давно знают, как выглядит эта машина. Во-вторых, это, откровенно говоря, не самый оригинальный автомобиль в своем сегменте. «Фэйс» в стиле Aston Martin, «корма» а-ля старый Mondeo… Все это было продемонстрировано в 2011 году на франкфуртском прототипе Evos, и с тех пор концепция не только не поменялась, даже новыми деталями не обросла.

В общем, нового бондмобиля из Mondeo не вышло. С другой стороны, визуально он не проигрывает ни одному из прямых конкурентов: ни Nissan Teana, ни KIA Optima, ни Hyundai i40. Что до Camry, если бы машины выбирали только благодаря дизайну, Toyota не было бы даже в десятке. Однако суть, повторюсь, не в этом. Автомобиль вышел достаточно современным и солидным, где-то даже статусным, но не более. Но вряд ли его экстерьер стоит чего-то большего.

С его внешностью связана лишь одна проблема: страховать машину придется не просто ради того, чтобы она была застрахована. Выбирая компанию придется помнить, что, например, его шикарные светодиодные фары, у которых восемь режимов, рассчитанных на любую погоду и любые условия движения, стоят по 60 с лишним тысяч за каждую, а если бы у нас продавался еще и универсал, то его владелец, в случае чего, еще и на «магниевую» заднюю дверь бы попадал... Иными словами, стоимость владения новым Mondeo будет не самым низким. Впрочем, представленные во время презентации выкладки Ford говорят об обратном – ценник полиса КАСКО тут ниже, чем у любого одноклассника.

Ни «механики», ни коробок PowerShift. В этом поколении Mondeo российской сборки оснащается только традиционными АКП с обычным гидротрансформатором.

Цены для Ford вообще в последнее время стали навязчивой идеей. Впрочем, их можно понять – падение спроса вдвое превысило среднерыночный показатель, клиенты в упор не видят не только Mondeo, но и Focus, а таксисты, чиновники и оперативные службы массово пересаживаются на машины других марок. Госзаказ – тема отдельная, но корпоративные продажи и «частный сектор» нужно реанимировать в ближайшее время. Отсюда и «вкусности» по части ценообразования, и снижение эксплуатационной стоимости. Последнее, к слову, напрямую касается и предложенной нам линейки моторов. В базе – 2,5-литровая «четверка», выдающая 150 л.с. Тот же агрегат, что с год назад поставили на Kuga. Так что никаких вам трехцилиндровых моторов и малообъемных «экобустов». Как минимум, это слишком дорого. Работает же агрегат в паре с тем же традиционным «автоматом» 6F35. Кстати, это единственная коробка. В этот раз Ford решил обойтись и без «механики», и без «робота», что опять же к лучшему. Конструктивно эта трансмиссия надежнее PowerShift и комфортнее МКП, что, собственно, и нужно рядовому пользователю.

Полагаю, что минимум 60-70% клиентов, в итоге, выберут именно этот тандем, тем более, что он предложен для трех их четырех возможных комплектаций. Основные фишки нового Mondeo доступны в том числе и с ним, так что ущемлять себя в правах клиенту не придется.

Единственное, чем меня не устроил этот 150-сильный седан – динамика. Обладая вполне приятным экстерьером, на дороге он ведет себя достаточно бледно. Не то, чтобы машина откровенно тащится, но в среднем диапазоне ускоряется она довольно вяло. Притом, не важно, доверяете вы управление автомату или пытаетесь управлять коробкой в ручном режиме: вниз она переходит с ощутимой задержкой, а смысл наличия спортивного режима заключается в том, что трансмиссия дольше «держит» передачу. На динамику, к слову, это обстоятельство почти не влияет, что особенно сильно ощущается за городом, но и без того не самый низкий расход (порядка 13-14 литров в смешанном цикле) увеличивает литра на полтора.

Седан, оснащенный мотором семейства EcoBoost, при прочих равных на 140 тысяч рублей дороже версии с базовым 150-сильным движком.

Зато руль у нового Mondeo просто прекрасен. Несмотря на полностью электрическую рейку, по настройкам он очень близок к машинам с ГУРом. Четкий, в меру острый, достаточно информативный, но при этом средне реагирующий на неровности... Проблема в том, что это не слишком хорошо сочетается с довольно-таки мягкими подвесками.

Энергоемкое шасси в нашей стране – несомненный плюс. Шасси отлично работает на мелких и средних неровностях. Не особо жалует оно лишь дороги с провалами, изменяющими профиль покрытия. Седан по ним не то, чтобы скачет, но довольно сильно раскачивается, причем с весьма приличной амплитудой. Тем не менее, он остается весьма комфортным, что выгодно отличает его не только от корейских конкурентов, но и от Mazda6. Ибо первые на наших дорогах кажутся слишком расхлябанными, а Mazda, напротив, – бескомпромиссно жесткой.

Автоматическая коробка 6F35 на практике довольно задумчива, но главное ее достоинство — не скорость, а надежность. Она же, к примеру, устанавливается и на Ford Explorer, под капотом которого скрывается современный и достаточно мощный V6.

Кстати, машины с 2-литровыми 200-сильными «Экобустами» мне тоже показались довольно-таки жесткими. Во всяком случае, трясти в них начинало даже на ямах среднего размера, которые 2,5-литровый Mondeo почти не замечал. Поначалу мы с коллегой грешили было на шины, но колеса на всех тестовых авто оказались одинаковыми. Единственное, что могло различаться – давление, тем не менее, различия в восприятии оказались более чем осязаемыми.

Но, если дело все-таки в настройках, это даже к лучшему. Во-первых, 200-сильный наддувный движок по понятным причинам и быстрее, и отзывчивее. Во-вторых, ему больше подходит острый руль. Шасси в таком случае кажется более сбалансированным. Пусть и в ущерб комфорту. В-третьих, такой характер больше соответствует облику нового Mondeo, что, наверное, тоже немаловажно. Кстати, спецификациями предусмотрено наличие и 240-сильной версии этого же движка, но для машины такого уровня подобная мощность все-таки чрезмерна. И не только потому, что клиент только налоговой должен будет в год платить за нее под 20 тысяч рублей...

Сэкономить на EcoBoost невозможно в принципе. Даже 200-сильная модификация в среднем в городе потребляет около 15 литров. Причем не 92-го, как 2,5-литровая «четверка», а 95-го. Помимо этого, он изначально дороже на 140 тысяч рублей. Плюс налоговая нагрузка...

Кроме того, Mondeo, по большому счету, в городе достаточно и 150 л.с. Да, со светофоров эта версия стартует не в первых рядах, но создавалась она явно не для гонок. «Держак» у машины неплохой, но не настолько хороший, чтобы назваться спортседаном. И от отдачи двигателя это не зависит. Не стоит забывать, что это достаточно тяжелый и большой автомобиль, по длине и вместимости превосходящий всех конкурентов, включая горячо любимую россиянами Toyota Camry.

Ford не надеется, что новый Mondeo сможет обогнать лидирующий в этом сегменте Toyota Camry. Главная задача — вернуть себе вторую строчку в рейтинге, опередив вырвавшихся вперед корейцев.

Иными словами, свою главную задачу Ford уже решил – предложил нам большой автомобиль с более низкой стоимостью. Вот, когда именно закончится эта «халява», в компании не говорят. Основная цель – отвоевать прежние позиции. И вернуться в Топ-10 самых популярных марок на российском авторынке. Дальнейшие решения будут приниматься уже «в процессе». Не исключено, что этот принцип в итоге станет системообразующим для всего бизнеса Ford, отчего мы, как клиенты, только выиграем.