Путешествуем по Родосу на арендованном авто

Про плюсы и минусы аренды авто во время отдыха за рубежом можно спорить бесконечно. С одной стороны, удобно ни от кого не зависеть, с другой – праздник самостоятельной жизни может быть испорчен неожиданными «сюрпризами». Например, штрафами, которые очень часто гораздо выше, чем на родине. Посему, отправившись отдыхать на остров Родос, я протестировал сразу два варианта перемещения: авто в аренду и общественный транспорт.

Родос располагает к автотуризму: за пару дней здесь легко объехать все интересные места: винодельни, пасеки, старинные церкви и рыцарские замки. На машине, в отличие от галопирующих экскурсионных туров, можно не торопиться и быть хозяином себе и своему времени. Тем более, что автодороги пролегают по всему побережью острова: и средиземноморскому, и эгейскому. Мало того, есть несколько магистралей через центральную, горную часть острова, которую игнорировать никак нельзя – там тоже есть много всего интересного. Например, знаменитая «Долина бабочек».

Начнем с того, что на Родосе, так же как и на других островах греческого архипелага, великое множество прокатных контор, и располагаются они чуть ли ни на каждом шагу. Во всяком случае, на каждой улице точно. Тем не менее, жадные туроператоры в отелях с ходу предлагают аренду авто по завышенной в полтора-два раза цене! При этом они сначала спрашивают, первый ли раз вы в этих краях? Если ответ утвердительный, то в ход пойдут аргументы типа «полной страховки», «надежной компании с гарантиями» и прочими вполне совковым «разводами». Словом, все то же самое, что и в отношении обычных экскурсий с той же разницей в цене. Не верьте этим менеджерам и посылайте их подальше. В этом случае они начнут рассказывать ужасы, как «туристы из их группы попали на деньги», но посылать все-таки следует – только вежливо, незачем портить отношения. Так, мне упорно «впаривали» на выбор Chevrolet Spark или Nissan Note за 45 и 50 евро в день соответственно. «На улице» они оказались по 30 и 35 евро.

Есть одна интересная закономерность: чем дальше от отелей и туристических троп, тем цены ненамного, но ниже. Но несмотря на то, что греки удивительно гостеприимный народ, при процессе аренды авто следует быть внимательным.

 

АРЕНДА С ТОРГОМ

Например, в некоторых прокатных пунктах могут выдать машину, где бензина «слегка на донышке». Так что не лишним будет предварительно поинтересоваться, где ближайшая заправка.

А лучше пройти своими ногами: у прокатчиков любое расстояние – «здесь рядом, совсем близко». Так же стоит внимательно ознакомиться с договором, в каком виде вы должны вернуть машину, с полным или пустым баком. В первом случае прокатчики обязаны предоставить «залитую» машину. А вот в каком виде ее возвращать – отдельный нюанс, о котором следует договариваться заранее. И не надо бояться торговаться с прокатчиками – можно спокойно дойти до следующего пункта rent-a-car. Так же следует поинтересоваться суммой страховки. В большинстве случаев она минимальная, посему «если что», платить придется из своего кармана.

 

ШТРАФ ПО-ГРЕЧЕСКИ

По поводу «если что». Несмотря на то, что греки трепетно, как к братьям по вере, относятся к туристам из России, штрафы здесь такие же, как и в остальной Европе. То есть более чем ощутимые для российского кошелька. Так же следует помнить, что для «братанов по вере» у греческих полицейских никаких льгот не предусмотрено. Судите сами: превышение скорости на 20 км/ча – 40 евро, более 30 – 350 евро. Пьянка за рулем, излюбленное российское удовольствие, обойдется от 200 до 1200 евро. Повторное попадание – 2000 евро и полгода тюрьмы. Теперь перейдем к совсем привычным для россиян нарушениям: не накинутый ремень – 350 евро, запрещенный обгон, ж/д переезд, и движение задним ходом на магистралях – 700 евро, несоблюдение знаков «стоп» и «уступи дорогу» – 900 евро, проезд на красный – 1050 евро. За не пропущенного пешехода – 200 евро. Парковка на тротуаре, излюбленное нарушение самих греков (улочки здесь узкие) – 120 евро. Болтовня по мобильнику за рулем обойдется в 100 евро. За обнаруженный антирадар придется заплатить 2000 евро. А самый экзотический штраф, за ночной стритрейсинг – 1050 евро. К этому преступлению местные стражи дорог могут подогнать все, что угодно. Готовы ли вы платить такие суммы, каждый решает самостоятельно. Лично мне не особо хотелось рисковать, но журналистский интерес пересилил. В результате два дня разъездов четко разделились на два периода. В первый день на магистрали вдоль побережья я был максимально осторожен. А во второй, во время поездок вглубь острова, вспомнил лихие разъезды по Кавказу и начал «дубасить». В итоге понял простую истину: в родосскую глубинку полицейские не суются, и камер наблюдения там вообще нет. А вот на побережье, говорят, их великое множество, но мне повезло, и я их миновал. Или они меня не заметили...

БЕНЗИНОВАЯ АРЕФМЕТИКА

Еще некоторые нюансы аренды машины. Арендатор должен быть не моложе 21 года. А возрастной ценз при аренд представительской машины – не моложе 25 лет. Некоторые прокатчики на это смотрят сквозь пальцы – за дополнительную плату. Так же как и на стаж вождения менее года, а в некоторых прокатных пунктах – не менее трех лет.

Кстати, при планирование поездок на арендованном автомобиле следует учитывать стоимость бензина. 92-го здесь, как и почти в остальной Европе, нет, а аналог 95-го стоит в районе полутора евро. Но каков это аналог! Заправив «фирменным бензином» арендованную литровую и «механическую» Toyota Yaris, я был в шоке от расхода: 4 литра при непрерывном «газе-тормозе» по горам и 3 литра на «сотку» по трассе! Кстати, заправки здесь закрывается рано: некоторые в 20.00, а не которые вообще в 19.00 вечера. А если вы планируете поездку на соседние острова и хотите воспользоваться паромом, то бензин в канистрах на плавсредствах перевозить запрещается. Проездив два дня и возвращая машину в прокат, я посчитал расходы: наездив около 350 километров, заплатил 60 евро за аренду и около 40 евро за бензин. И того – «стольник» евро или чуть более 7 000 рублей.

 

АВТОБУС, КАК ТЮРЬМА

Многие места, которые я проезжал, сильно понравились и захотелось посетить их вновь. На этот раз на общественном транспорте, который в Греции, увы, не ходит как часы. Мало того, междугородние автобусы нужно «стопить» – если нет выходящих пассажиров, они могут не остановиться. Но если вы «застопили» не тот автобус, водитель не рассердится – греки очень приветливый народ. Удобнее отправляться в путь с автостанции. Под этим подразумевается обычный ларек, в котором сидят два кассира.

Кстати, в греческом автобусе полно всевозможных запретов. Проще сказать, что в них можно делать – пить только не газированную воду. Остальное потребительство запрещено: на моих глазах водитель не пустил в салон пассажирку с лимонадом. Всевозможным поедателям гамбургеров и прочей еды в греческом общественном транспорте места нет! Тем не менее, в нем крайне приятно передвигаться – хотя бы потому, что в летнюю жару во всех без исключения автобусах работают кондиционеры. Маршруты этого единственного на острове общественного транспорта разделяются по побережьям острова: западному и восточному. Самая дальняя точка на южной оконечности острова – поселение Прасониси. Здесь находится знаменитый «Поцелуй Двух Морей» – коса побережья, где сливаются Средиземное и Эгейское моря. Проезд туда стоит около 10 евро. До другой важной туристической точки – городка Линдоса, находящегося на середине пути к «Поцелую» – 5 евро. В результате наши разъезды по острову на двоих с женой обошлись фактически в те же 100 евро, что и на автомобиле.

Увы, расписание автобусов не дает полной свободы передвижения, как на автомобиле. Так, автобус из Родоса в Прасониси очень загружен, и если вы сели не на конечной, то 2,5 часа придется вспоминать подмосковную электричку в час пик. А из Линдоса в Прасониси автобус ходит всего два раза в день. Еще для сравнения: обзорная экскурсия по острову обойдется в 30–50 евро на человека. Но некоторые экскурсии дублирует автобус, что существенно экономит бюджет. Например, вглубь острова, в знаменитую Долину Бабочек, из Родоса идет автобус за 5 евро. Его можно «застопить» по дороге к достопримечательности, тогда проезд будет еще дешевле.

И самое главное – «общественное» сообщение с аэропортом. Таксисты дерут за поездку по 20 евро (три километра от столицы острова до терминала), а общественный транспорт обойдется в 10 раз дешевле. Мало того, автобусы ходят фактически один за другим с интервалом 15–30 минут.

 

ЕДИМ, ПЬЕМ, СМОТРИМ

Да, на Родосе есть что посмотреть. И если вышеупомянутая Долина Бабочек таковой является только в июле, когда насекомые буквально устилают все окружающие деревья, то все остальные достопримечательности острова более «долговечны». Если копнуть в историю, то Родос был своеобразной штаб–квартирой рыцарей-ионитов. Посему на острове раскидано с десяток средневековых рыцарских замков, главный из которых – непосредственно Старый город в одноименной столице. В морской гавани у Старого города когда-то стоял огромный Колосс Родосский – одно из античных Чудес света. Сейчас на двух постаментах, где некогда располагались ноги гиганта, находятся малюсенькие скульптуры оленей – символа города. А вот куда делся сам Колосс, никто пояснить не может.

Так же стоит побывать в городке Линдос, где можно полюбоваться не только удивительной средиземноморской архитектурой, но и покататься на местном «такси» – ослике. А в древнейшем городке Камирос можно полюбоваться останками античной архитектуры, это самый сохранившейся кусочек Эллады. Так же на Родосе множество православных святынь: от чудотворной иконы Божьей Матери Цамбики в деревушке Архангелос, куда едут женщины, которые не могут забеременеть, до храма святого Пантелеймона в деревне Сьяна. Кстати, здесь божественное мирно уживается с плотским. Например, туристическая лавка, которая одновременно торгует и самогоном, и иконами. Так же рекомендуется побывать на соседних островах. Самый ближний из них – крохотный Сими. Разноцветные домишки здешних обитателей буквально прилепились к скале и спускаются к морю наподобие амфитеатра.

Напоследок – о еде для путешественника: здесь она относительно дорогая. Мало того, морепродукты в морской стране стоят гораздо дороже мяса. Евросоюз ввел мизерные квоты на вылов моих любимых морских гадов. Тем не менее, греки во всю браконьерят, и в маленьких деревушках цены на дары моря дешевле, чем в крупных городках. Самый бюджетный вариант – греческий фастфуд, который в отличие от своего российского собрата, поражает свежестью ингридиентов. Сытная «пита гирос» обойдется в 2-3 евро. А вот ассорти из морепродуктов – минимум 25 евро. Так же очень советую отведать знаменитого греческого мороженного. Несмотря на то, что я с детства не люблю сладкого, им я лакомился чуть ли не каждый день. Секрет тот же самый – натуральные ингридиенты, а не консерванты. Мало того, взбивается оно вручную. Особо рекомендую из манго – лучше всего утоляет жажду в жару. Кстати, знаменитый греческий кофе можно так же употреблять в охлажденном виде. Многие хвалят греческие сухие вина, но по мне они сильно на любителя. Хотя полусладкие и мускат в небольших дозах сойдут за прекрасный апперетив к застолью. Рекомендую марку «Платони». Кстати, вина лучше покупать в крупных торговых центрах – пятилитровая бутыль стоит столько же, сколько поллитровка в туристических магазинчиках – 2,5–5 евро. При этом стоит помнить, что большие емкости вывозу из страны не подлежат. Так же хорошим сувениром будет оливковое масло. Даже с учетом взлета курса евро, здесь оно стоит копейки – 2 евро за «полтарашку». В туристических магазинах – до 15 евро за литр, зато в красивой упаковке.