«Дикий» отдых на машине в Крыму: автопутешествие по тайным уголкам полуострова

Фото Евгения Скибина
Отправляясь в Крым «дикарем», то есть изначально не рассчитывая на услуги туристического бизнеса, нужно быть готовым к тому, что даже на подготовленном внедорожнике во многие заповедные уголки полуострова не проедешь — только пешком. С другой стороны, собственные колеса позволяют увидеть то, что никогда не покажут организованному туристу.

Съехав с парома в Керчи (с какими «засадами» мы встретились, добираясь сюда по трассе «Дон», вы можете узнать здесь) намечаем маршрут. И первым номером в списке — посещение так называемых Генеральских пляжей: оторванного от благ цивилизации местечка на азовском побережье. Тут надо заметить, что северный берег Крыма — раздолье для тех, кто предпочитает отдыхать в одиночестве и при этом передвигается на полноприводном автомобиле. Итак, ранним солнечным утром, выгрузившись с парома, попадаем на довольно разбитую дорогу из порта в город. Проскочив Керчь насквозь, мы в Багерово, доверяясь навигатору, свернули в поля. Степи на север от города пронизаны целой сетью грунтовых дорог, соединяющих уже не существующие села и поселки, заброшенные карьеры и каменоломни, а также уже давно не функционирующий военный аэродром и прилегающий к нему полигон. Под колеса нашей «Нивы» легла крымская степь, сзади взвился густой столб пыли.

Фото Евгения Скибина

Через полчаса выезжаем на довольно прямую и накатанную грунтовку, которую навигатор поименовал «рокадой». Это дорога должна в случае чего обеспечивать передвижение войск и подвоз припасов к частям. Армейских подразделений мы, конечно, не нашли, хотя время от времени вдалеке мелькали пограничники с собаками. Свернув с рокады в сторону моря и преодолев довольно крутой подъем, увидели перед собой водную гладь до горизонта. Так что дело осталось за малым — найти место, где поставить палатку.

Генеральские пляжи представляют собой череду изолированных друг от друга скалами бухт. В одни можно заехать на внедорожнике, в другие — нет. Многие были заняты такими же, как мы, «дикарями». В конце концов остановили свой выбор на бухте Александра Новикова. Спускаться на пляж было страшновато: крутой склон и колея со значительным перекосом запустила порцию адреналина в кровь. Лавируя между валунами, все-таки сумели спуститься. Почти следом за нами вниз скатился Mitsubishi Pajero Sport из Татарстана, ребята не заметили нашу машину и решили, что бухта свободна. Увидев нас, они развернулись и поехали назад и на подъеме с пляжа долго буксовали в песке, несмотря на серьезную резину.

Фото Евгения Скибина

Забегая вперед скажу, что позже мы преодолели этот участок без проблем, все-таки «Нива», как правило, без эксцессов проходит там, где застревают ее старшие товарищи по цеху. Песчаный пляж, перемежаемый полосами ракушечника, и прозрачное голубое море — место настолько живописное, что нам не верилось в реальность происходящего. На скорую руку мы поставили палатку и легли спать после дальней дороги.

На следующий день поехали в сторону села Золотое, по пути нам предстояло осмотреть Сюрташский грязевой вулкан. Перед поездкой, памятуя о неровностях рокады, оставшихся, видимо, от траков военной техники или, что более вероятно, грейдера, решил спустить колеса до 0,8 атмосфер. На этот случай припасли еще в Москве высокоточный манометр с возможностью стравливания давления и один из самых мощных компрессоров, какой нашел. Давление стравлено, можно двигаться. Ощущения просто невероятные — вчера, когда ехали к морю, машину трясло так, что боялись поломки подвески. Теперь же, на полуспущенных колесах, неровности дороги, камни и кочки не ощущались вообще.

Фото Евгения Скибина

Через полчаса, слушаясь навигатора, заехали на гору «Большой шабан», дальше навигатор дороги не знал. На вершине можно осмотреть развалины Киммерийской крепости — на сегодняшний день от нее остались только фундамент и небольшое углубление в земле, видимо, когда-то бывшее подвалом. С верхотуры заметили дорогу, ведущую непосредственно к грязевому вулкану, ту самую, которую навигатор не знал. Спуск с горы занял всего пару минут.

Еще на подъезде к вулкану почувствовали странный запах, как-будто что-то стухло в контейнере с продуктами. Но в конце концов стало ясно, что так пахнет сам вулкан. Он находится с обратной стороны соседней вершины. Вообще показалось странным, что этот район до сих пор не облагорожен, ведь прекрасные пляжи, чистое море и обилие достопримечательностей — просто рай для туриста. Хотя, с другой стороны, будет жаль, если этот малонаселенный дикий уголок наполнится праздными гуляками.

Фото Евгения Скибина

Пока мы пробовали мазаться грязью и, что заняло гораздо больше времени, отмываться от нее, солнце пошло на убыль, а нас ждала Ай-Петри и автокемпинг у ее подножия.

Как только выехали на асфальт после села Золотое, сразу подкачали колеса и, как выяснилось, зря — асфальт являлся таковым лишь с виду, и на протяжении всей дороги к трассе на Феодосию был покрыт выбоинами и время от времени прерывался огромными ямами, которые нужно было объезжать по обочине. Через два часа мы выехали на дорогу в Феодосию и в сумерках помчались в сторону Ай-Петри. Путешествие по российскому Крыму продолжается…