Велосипед в России: здоровый образ жизни или дорога к смерти

Ну вот, среди любителей велосипедной езды очередная жертва. В начале апреля в Тверской области в ДТП погиб велопутешественник Александр Гречкин, совершавший пробег в честь грядущего юбилея Победы. Каждое подобное событие невольно заставляет задуматься: куда беднягам веломанам податься, чтобы не попасть в ряды «смертников»?

Открою свой секрет: регулярно катаюсь на велосипеде уже не одно десятилетие, намотал за это время более 200 000 километров, и мне частенько бывает страшно. Страшно ездить по оживленным дорогам, забитым едва ли не круглосуточно вереницами автомобилей. Так вот и живу последние несколько лет в диалектическом противоречии: боюсь ездить, но езжу, потому что это для меня и отдых замечательный, и физические упражнения для оздоровления организма, и способ повидать разные достопримечательности.

Неужели по нынешним временам езда на педальной «двухколеске» превратилась у нас в стране в экстремальный вид активного отдыха, которым стоит заниматься лишь немногим самым отчаянным «велопилотам»?

Время от времени случаются в велосипедном календаре «отдушины». Это когда удается выбраться в поездку по Европе или по одной из «благоустроенных» стран в других частях света. Едешь по тамошним трансрегиональным велодорожкам с указателями, информационными щитами, специально предусмотренными мостиками и тоннелями и наслаждаешься. Даже когда таких спецдорог нет, ехать все-равно, комфортно и спокойно: асфальт гладкий, водители авто – вежливые до безобразия, при малейшем намеке со стороны байкера на какой-то маневр так и норовят пропустить его без помех... Зато по возвращении в родимые края наступает период езды, который по аналогии с природными катаклизмами надо бы обозначить «красным уровнем опасности».

Расслабившийся в «забугорных» тепличных условиях езды, велоорганизм не сразу возвращается к суровым реалиям российских дорог. Там ты привык, что тебе легковушка и даже грузовик обязательно уступят дорогу, притормозят, не станут прижимать к обочине, а тут подобная любезность вовсе не обязательно случится.

 

КАКИХ ВОДИЛ БОИТСЯ ВЕЛОСИПЕДИСТ

Будем справедливы: в последние годы лояльность российских «водителей к велосипедистам все-таки заметно повысилась. Наверное, и ужесточение ПДД подействовало, и то, что многие из водил тоже побывали в «европах» и вдохновились тамошней доброжелательностью на дорогах... Однако такой «плюс» в результате дает велосипедисту еще больший «минус». Практика показывает, что из каждых 20-и нынешних российских водителей приблизительно половина – «велосипедно-вежливых», еще треть или даже более того – «адекватных», и, наконец, есть в этой среднестатистической двадцатке 1-2 «пофигиста». Именно они и напрягают расслабившегося после «правильной» езды на Западе российского веломана.

Ни российские власти в целом, ни столичные в частности не помогают велосипедистам чувствовать себя на дорогах комфортно и безопасно.

Но напрягают из-за своей относительной малочисленности редко. И это еще опаснее. Когда велосипедистов на московских улицах и подмосковных дорогах «чморили» едва ли не три четверти всех водителей, наш брат-«циклист» был постоянно настороже, постоянно мобилизован и готов к экстренному маневру по уворачиванию. А тут... Это, все равно, как если бы кто-то решил поохотиться с ружьишком на доверчивых домашних кроликов.

 

НОЧНОЙ ПРОБЕГ

В последние годы самым комфортным катанием на велосипеде по Москве и ее ближним окрестностям стала... ночь. Вот буквально на днях довелось возвращаться домой на своем «железном коне» часа в два по полуночи – красота! Пустые улицы, свободные перекрестки... Нарочно лишнюю петлю по городу заложил, чтобы продлить удовольствие от такого процесса педалирования. А один из моих знакомых – ярый сторонник велосипедного способа перемещения, приспособился в летнее время время даже за город на купание ездить по ночам, когда дороги свободны и воздух над ними чист от выхлопов.

ВЕЛОДОРОЖКИ В МОСКВЕ: ИГРУШКИ ЧИНОВНИКОВ

В последние несколько лет в московском обиходе все чаще звучит слово «велодорожка». Это одна из «фирменных» программ столичного градоначальства. В сообщениях соответствующих департаментов ласкают слух внушительные цифры протяженности новых «веломагистралей», количества пунктов проката и имеющихся в их распоряжении двухколесных машин... Увы, реальной пользы для удобного велоперемещения по столице от этого пока не увидел. Открытые уже велодорожки пока никак не складываются в общегородскую сеть и представляют собой лишь отдельные «кусты» для локального катания – по преимуществу в зонах отдыха, парках и их окрестностях...

В столице насчитывается около двух миллионов велосипедов. И спрос на них продолжает оставаться высоким – это здорово и здорово. Однако реальных условий для комфортного, безопасного педалирования в городе, по большому счету, нет.

Самым удачным и полезным для перемещения на вело из одной части города в другую можно назвать, пожалуй, «трансмосковскую» велодорожку, проложенную по набережной Москвы-реки из центра до Лужников. Но и она хороша для езды лишь в плохую погоду. Потому что когда сухо, солнечно и мало-мальски тепло, по этой самой набережной гуляют-циркулируют многочисленные группы граждан с детьми и собаками, которые совершенно не обращают внимания на размеченную краской на асфальте полосу велодорожки. В результате разгоняться здесь велосипедистами в такой «час пик» весьма чревато. Ну а попытки попенять пешеходам на неправильно выбранную ими траекторию движения наталкиваются в лучшем случае на искреннее непонимание причин высказываемых претензий, а в худшем – на весьма «ядреные» выражения в адрес велосипедиста, который «прет, пак танк и сам всем мешает».

 

ВЕЛОНАРУШИТЕЛИ

Впрочем многие из «циклистов» тоже не отличаются пристрастием к соблюдению ПДД. В этом легко убедиться, побывав, например, вечером летнего дня или в выходные в столичном «велосипедном раю» – Лосином острове. По тамошним асфальтированным, свободным от автомобилей аллеям катаются в разгар сезона сотни велосипедистов. Однако их движение по этим велотрассам весьма далеко от упорядоченного. Частенько приходится тормозить, чтобы не столкнуться с каким-нибудь лихачом, выскочившим на перекресток, или объезжать вело-парочку (а то и «вело-троечку»!), неспешно крутящую педали и перегородившую всю полосу. Принцип правостороннего движения тоже для многих «циклистов» оказывается абстрактным понятием...

В западных странах на многих улицах городов и поселков выделены специальные полосы для движения велосипедов, и эти велодорожки по-настоящему неприкасаемы для автомобилей и пешеходов. У нас подобной сознательности и культуры уличного движения пока нет. Вот проложили несколько лет назад велодорожку по Измайловскому проспекту, нанесли соответствующую маркировку на асфальт, и что? Проехать по «своей» полосе велосипедисту удается лишь в особо счастливых случаях, когда на пути нет припаркованных прямо на дорожке авто и шагающих по ней пешеходов.

...Вы верите, что когда-нибудь в нашей Белокаменной будут устроены «отрезанные» от края улиц велодорожки, постоянно сво-бод-ны-е от припаркованных автомобилей? Стыкующиеся с другими такими же велодорожками, которые ведут на другой край города? Мне лично плохо удается укрепить в себе подобную надежду даже большим усилием воли.