26506

Как горячие финские парни покорили «Северный лес-2016»

Корреспондент «АвтоВзгляда» вернулся с первого этапа Кубка мира по ралли-рейдам
Баха «Северный Лес» – уникальное явление автоспорта. И не только потому, что это первый этап Чемпионата РФ и одновременно первый этап Кубка Мира по ралли-рейдам. И даже не потому, что здесь могут померяться силами опытные пилоты и начинающие любители. Начиная со своего появления в 2003 году, это единственные снежно-ледяные соревнования в мире ралли-рейдов. Остальные этапы Кубка Мира и Чемпионата РФ проходят в жарких краях: Аргентине, Катаре, Испании, Калмыкии...
Изображение Как горячие финские парни покорили «Северный лес-2016»

Гоночная трасса проложена по извилистым и узким лесным дорогам. Уже второй год «Северный Лес» проходит в Сортавальском и Суоярвском районах Карелии на границе с Финляндией. Местами трасса идет параллельно пограничным столбам. Когда приезжаешь на съемки, то приходит СМС «Добро пожаловать в Финляндию». В связи с глобальным потеплением, в это время вместо 30-градусных морозов здесь чередуются оттепель и заморозки. Температурные перепады делает узкую дорогу скользкой, а при неудачном съезде на рыхлую обочину можно по фары провалиться в снег. Что и случилось с нашим пресс-каром в первый же день гонки. Слава Богу, что смогли выбраться до старта СУ – гоночные аппараты разгоняются здесь под 200 км/ч, а дорогу мы немного перегородили… Но провалиться в сугроб – не самый плохой вариант. Хуже – влететь в деревья, которые плотной стеной ограждают «канал». Еще одна отличительная особенность скалистой Карелии – постоянные подъемы и спуски. Как правило, они сопровождаются резкими поворотами, так что пилоту приходится быть максимально внимательным. А вот штурманы говорят, что на этом этапе можно немного расслабиться – заблудиться здесь невозможно. Посему главное на «Северном Лесе» – скорость и маневренность. Если внимательно приглядеться, то большинство гоночных аппаратов проходят трассу в постоянном заносе, по-другому нельзя. Поэтому неудивительно, что призовые места в этот раз достались в основном классическим раллистам.

В этом году заявку на участие в гонке подали 32 экипажа из России, Голландии, Финляндии, Белоруссии, Латвии, Италии, Чехии, Польши, Бразилии и Венесуэлы. Да, представители жарких стран – завсегдатаи «Северного Леса». Помнится, в позапрошлом году «золото» взял пилот из Саудовской Аравии, а «бронзу» – бразильский экипаж. Сейчас можно было наблюдать еще одну аномалию «Северного Леса» –  финские экипажи выступали и в Кубке Мира, и в российском зачете! На одном из участков трассы их приветствовала толпа соотечественников-болельщиков, уютно расположившихся вокруг огромного костра с финским флагом, плакатами, жареными сосисками и пивом. Оказалось  не зря: первое место в абсолюте и в российском зачете взял семейный дуэт отца и сына Тапио и Тони Лауронен на Mitsubishi Pajero. В прошлом году Тапио за километр до финиша застрял в сугробе, а в этом решил отыграться, также стартовав в российском зачете. Тони вообще впервые оказался на рейдовой трассе! По окончании гонки папа заявил, что доволен отпрыском. Еще немного про финских гонщиков. Экипаж финна Тони Гардемайстера и латыша Кришьяниса Цауне на Mitsubishi MPR 107 поставил рекорд скорости гонки – 180 км/ч, но в лидеры не вошли.

Вторым в абсолюте и в российском зачете и первым в Кубке Мира стал международный экипаж латвийца Мариса Нейкшанса и россиянина Антона Николаева на болиде с клеймом Volkswagen. Автомобиль вызвал множество споров и слухов. Это прототип Schlesser SP0, разработанный знаменитым «Лисом Пустыни» Жаном Луи Шлессером, и это его первая победа на международной арене. В прошлом году испанец Хуан Рока на этапе Кубка Мира в Испании не смог на нем добраться до финиша. По словам самого Шлессера, машина останется в России и будет работать под брендом Schlesser Оriginal. Примечательно, что классический раллист Марис Нейкшанс впервые стартовал в ралли-рейдах.

Третьим в абсолюте и в российском зачете стал знаменитый дуэт Владимира Васильева и Константина Жильцова на MINI. К этому авто они вновь вернулись после дакаровского выступления на Hilux. Зато в Кубке Мира ребята взяли «серебро», несмотря на сильные боли в руке у пилота, которые проявились еще на Дакаре. Тем не менее, во время награждения Владимир Васильев спокойно держал на руке сынишку.

Третье место в Кубке Мира заняли братья Андрей и Владимир Новиковы на прототипе подготовленном Борисом Гадасиным. Они представляют новую российскую команду New Generation Racing Team, которая возникла в результате объединения G-Force Motorsport и NRT Motorsport.

Пришлось подвинуться одному из фаворитов гонки – бразильцу Рейналдо Вареле: он упусти «бронзу», завязнув в российских сугробах. И не он один – многим пришлось принять снежные ванны. Но в мире ралли-рейдов есть место взаимопомощи, и гонщики-конкуренты помогали друг другу. Так, бразильца вытащил экипаж команды ПЭК. Кстати, финский экипаж победителей отца и сына Лауронен в первый же день перевернулся, но продолжил гонку. Вот вам и «горячие финские парни»!

В категории Т2 первыми стали Александр Терентьев и Алексей Беркут на Ford F150. Кстати, на открытии гонки Терентьев получил почетное звание «Мастера спорта». Вторым в Т2 стал чудак-итальянец Пьетро Фольяни, который прошел трассу без штурмана: это его фирменный стиль. Так же в одиночку он собирается покорить «Дакар 2017». Среди «багушников» категории Т3 победил польский экипаж Арона Домзала и Шимона Господарчика. Их «несерьезный» Polaris RZR стал седьмым в международном зачете!

Не все просто было в профильной категории «Рейд-Спорт». Всю гонку шла упорная борьба опытного латвийца Алдиса Вилцанса и пилотов команды «ГАЗ-Рейд-Спорт». В результате победу одержал прибалт. А на втором месте ко всеобщему удивлению оказался пилот-новичок газовцев, картингист Леонид Панфилов. Это был его дебют в команде, который превратился в триумф. В этом ему помог опытный штурман Рамиль Замалетдинов. Команда «ГАЗ-Рейд-Спорт» оказалась дважды оригинальной. Во-первых, она единственная, кто выступает на отечественной технике – гоночных «Газелях». Во-вторых, она единственная выставила на гонку женский экипаж Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной на гоночном «Соболе». Елисеева вообще впервые участвовала в зимней гонке, став пятой в «Рейд-Спорте».

Но это еще не все. Будто вопреки засилию иностранцев на призовых местах, «ГАЗ-Рейд-Спорт» стал первым в командном зачете. Это произошло впервые за пятилетнюю историю команды и на первой же гонке сезона. На «Северном Лесе» команда наконец-то сделала заявку в международную категорию Т1 на специально созданном прототипе на базе «Газели NEXT». В него посадили самый опытный экипаж – трехкратных чемпионов РФ Александра Кострукова и штурмана Евгения Павлова. Теперь команда собирается испытать прототип на «Золоте Кагана» и международном «Шелковом Пути».