Ралли-рейд «Шелковый путь-2016»: автопутешествие по дорогам общего пользования

Закончился четвертый этап Чемпионата России по ралли-рейдам, который проходил в рамках международного «Шелкового Пути-2016». Сейчас спортсмены международной категории «рубятся» по бездорожью Китая, чтобы финишировать в Пекине. Для более сотни экипажей стоит совсем непростая задача — пройти тысячи километров степей, песков, бродов и тяжелых грунтовок. Пока же стоит подробнее поговорить о российском этапе и сравнить его с предыдущим «ШП», прошедшим в 2013 году.

Погода подкачала?

Тогда «Шелковый Путь» проводили французы, а теперь большую часть организационных вопросов взяла на себя российская стороны. Увы, это сказалось на рейде не лучшим образом — волокиты стало больше. Так, журналистам, работающим на российском этапе, пришлось два дня получать браслетики участника, без которых в лагерь гонки не пускают. Помнится, три года назад на эту процедуру ушло 15−20 минут. Еще один момент: путь от Красной площади в Москве до Казани в более чем 800 км участникам нужно было пройти за сутки: старт первого спецучастка был назначен на следующий вечер. В итоге многие вышли на гоночную трассу измотанными: на отдых времени уже не хватило, а кто-то и застрял в московских и казанских пробках. Мало того, в Казани заезды грузовиков (наверное, самое зрелищное действо ралли-рейдов), на коротком прологе проходили уже в полной темноте. Посему его толком не видели ни зрители, ни журналисты. А ведь можно было хотя бы на следующее утро перенести… Еще один неприятный момент — отсутствие мотозачета. А ведь болельщики мотоспорта — отдельная, но серьезная категория, которую не стоит так открыто игнорировать.

Подкачали и погодные условия. На российском этапе в общей сложности «потерялось» два гоночных дня. Один из-за обильных дождей в Башкирии был полностью отменен — речки вышли из берегов, что автоматически аннулировало броды на маршруте: все-таки гоночные аппараты не амфибии. В Казахстане два спецучастка гонщики не прошли все из-за той же плохой погоды. Так, последний — решающий СУ — выбыл из графика гонки из-за штормового предупреждения: вертолеты не могли следить за участниками гонки и во-время придти на помощь. Из-за этого расклад турнирной таблицы сильно изменился: именно на этом этапе во многом определялись результаты российского зачета. Автор маршрута, легендарный Сергей Таланцев, расстроился и в сердцах пожаловался вашему корреспонденту, что на этот раз ралли-рейд превратился в автопутешествие по дорогам общего пользования. Конечно, для профессионального спортсмена это обидно, но с другой стороны, добавляет интригу, и в любом случае гонка запомнится и участникам, и болельщикам. Да и погодой организаторы распоряжаться не могут… Так что в этой ситуации лучше во всем видеть положительную сторону.

Тем более, что на всем пути гоночного каравана через Казань, Набережные Челны, Уфу и города Казахстана, его участников приветствовали толпы восторженных людей. Они радостно махали руками и фотографировали. А в ответ получали не менее радостное бибиканье. Хоть это и запрещено ПДД, наш экипаж пресс-кара отвечал зрителям световым сигналом «люстры». Находящиеся тут же гаишники не обращали на нарушение внимание, и также махали в след. Словом, это был настоящий праздник автоспорта, который немаловажен для его популяризации. Как когда-то советские автопробеги! Тем более, что среди встречающих почти не было настоящих фанатов автоспорта: достаточно сказать, что наш полноприводный «Соболь» принимали за гоночный аппарат. На родине КамАЗов в Набережных Челнах казалось, что весь город вышел на улицы встречать экипажи «Шелкового Пути». Именно поэтому караван сделал лишний крюк по центральному проспекту.

И китайцы тоже

Российский этап «ШП» в любом случае остается престижной гонкой не только для россиян. Ведь параллельно с ним идет и международный зачет, где борьба кипит нешуточная и на самом высшем уровне (Россия, Казахстан, Франция, США, Канада, Япония, Израиль и т. д). Один только Китай выставил несколько команд, самая экзотическая из которых была на «Красных флагах» компании FAW — лимузинах партийной верхушки КНР. В ралли-рейдовом варианте они произвели настоящий фурор не только своим видом, но и выносливостью: ни один из них не сошел с трассы. Китайцы неожиданно раскрылись перед россиянами как опытные гонщики, и многократные чемпионы Поднебесной спокойно конкурировали с именитыми покорителями «Дакара», с которыми также было не все так просто.

Взять хотя бы «Team Peugeot Total»,в которой собрались более чем именитые гонщики. 12-кратный чемпион «Дакара» Стефан Петрансель, 5-кратный Сириль Депре и один из самых титулованных раллистов мира Себастьян Леб. Именно они стали главными конкурентами россиянина Владимира Васильева в международном зачете. Но чемпионская жизнь полна неожиданностей: на СУ между Астаной и озером Балхаш Петрансель налетел на яму и перевернулся. Экипаж Леба пришел ему на помощь, и в результате Петрансель самостоятельно добрался до финиша. Правда, в изрядно помятом виде и без одной двери. Но при этом гроза «Дакара» потерял драгоценное время и сильно отстал от лидеров, в которые он вновь выбился уже на следующем этапе!

Тем временем Депре вышел в лидеры «абсолюта». Хотя этот участник по большему счету мотогонщик (именно в этом качестве он выступал на «Дакаре») и после долгого перерыва — с 2009 года — вновь начинает свою карьеру на «четырех колесах». А на втором месте в «абсолюте» оказался Себастьян Леб, несмотря на все сопротивление Владимира Васильева и Язида Аль-Раджи. А Петрансель тем временем вновь оказался в пятерке лидеров. Так что дальнейшие коллизии этой категории, которые уже развернулись на территории Китая, полны неожиданностей и интриг.

«КАМАЗ Мастер» и «ГАЗ Рейд Спорт» — в лидерах

Но вернемся к российскому зачету. Его итоги, подведенные перед пересечением китайской границы в Алма-Ате, утвердили расклад сил на этот гоночный год. В «абсолюте» лидерами стал экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. На втором месте «ПЭКи» Евгений Фирсов и Вадим Филатов, на третье выбились Андрей Дмитриев и Дмитрий Павлов. В грузовом зачете весь подиум заняли экипажи «КАМАЗ Мастер», несмотря на упорное сопротивление МАЗ: на первых спецучастках экипаж Сергея Вязовича шел первым среди грузовиков. «Золото» взял экипаж Эдуарда Николаева, «серебро» — Антона Шибалова, а «бронзу» — Дмитрия Сотникова.

В категории Production первое место предсказуемо заняли Александр Терентьев и Алексей Беркут. Хотя им пришлось и побороться с чудаком-итальянцем Пьетро Фоглиани, который принципиально покоряет гоночные трассы без штурмана. Другим серьезным конкурентом стал российско-австрийский экипаж Адама Мартина и Алексея Кузьмича. В результате тот оказался на втором месте, а итальянец — на третьем. А вот среди багги Т3 гоночную трассу полностью смог пройти только экипаж очаровательной Марии Опариной и Александра Терентьева.

В профильном зачете «Рейд спорт» «Шелковый путь» стал решающим — все предыдущие этапы ЧР прошли под знаком противоборства «Гпзелей» команды «ГАЗ Рейд Спорта» и экипажа Mitsubishi Алдиса Вилцанса. На прошлом этапе ЧР прибалт стал лидером категории, но на этот раз ему пришлось подвинуться: экипаж Михаила Кострукова и Олега Нежнова взял «золото», а Александра Кострукова и Рамиля Замалетдинова — «бронзу». Экипаж Вицланса занял вторую позицию на подиуме. Причиной такого расклада может быть только качество техники: на спецучастках Вилцанс несколько раз ломался, в то время как газовцы без проблем доходили до финиша. На прологе в Казани Вилцанс застрял в мокром песке, не смог самостоятельно добраться до финиша, и его автомобиль эвакуировали. На другом этапе он оторвал колесо и потерял несколько часов.

Кстати, два экипажа газовцев -капитанский Вячеслава Субботина и женский Татьяны Елисеевой. На российском этапе «ГАЗ Рейд Спорт» стал вторым в командном зачете. Также команда устроила своеобразную презентацию грузовыиков «Уралов NEXT», которые пока используются как технички. Но уже пошли разговоры, что в следующем году команда пополнит гоночный парк спортивным «Уралом», который составит конкуренцию камазовскому капотнику.