Ралли-рейд «Великая Степь-2016»: грязные игры в автоспорт

Фото Константин Гусев
В Астрахани финишировал последний, пятый этап чемпионата России по ралли-рейдам «Великая Степь — Шелковый Путь-2016». Увы, но в этот раз покорять извилистые степные дороги и коварные пески Волгоградской, Астраханской областей и Калмыкии вышли менее трех десятков экипажей. Неужели гонщики так устали от собравшего более сотни аппаратов недавнего марафона «Москва-Пекин»?

В очередной раз на российском чемпионате вообще не появились так ожидаемые болельщиками КамАЗы. Это уже становится нехорошей, мы бы даже сказали — антипатриотической — тенденцией, и оправдания подготовкой к более серьезным международным гонкам уже не проходят. Игнорировали рейд братские белорусы из МАЗа, но соседей понять еще можно — все-таки это российский зачет (хотя пилоты из других стран, включая Австралию, к нам приехали). А вот отсутствие «лица России на Дакаре» удручает. Можно было хотьодин гоночный КамАЗ выставить на радость публике. В итоге грузовой зачет представлял лишь ГАЗ, чьи гонщики показали чудеса акробатики, в том числе и вставая «на уши».

Автор трассы Сергей Таланцев приготовил гонщикам более чем интересные «сюрпризы»: грязевые «ванны» среди коварных ухабов и рытвин жесткой степи. В результате треть экипажей сошли с дистанции.

Невзирая на осень, жара стояла летняя. В результате чего загорелся аппарат Бориса Гадасина — его пришлось тушить перед финальными проверками. Несмотря на это, Гадасин обошел конкурентов на 15 минут и взял «золото» в «абсолюте». «Серебро» досталось братьям Новиковым, а «бронза» экипажу Андрея Руцкого и Евгения Загороднюка. Такой расклад последнего этапа ЧР можно назвать честным: все упорно стремились к победе, и победил сильнейший. А вот в зачетной категории «Рейд спорт» все оказалось совсем не просто…

Победитель в этой категории Алдис Вилцанс заявил, что едет не ради титулов, а ради удовольствия. И вообще — победа для него второстепенна. Тогда не совсем понятна стратегия латвийской команды AVMotorsports, которую он представляет. И тут посетители портала «АвтоВзгляда» имеют уникальную возможность погрузиться в мир гоночного закулисья со всеми его интригами и разборками, которые проходят не только на гоночной трассе.

Начать следует с давнего противостояния прибалтов и команды «ГАЗ Рейд Спорт». На прошлом этапе в степях Казахстана экипаж последних стал первым в категории. И здесь поневоле возникает ощущение, что соперники решили взять золото не самым честным путем. Судите сами: в категории серийных внедорожников Т2 ехали еще два экипажа AVMotorsports. Экипажи этой категории выходят на старт раньше более быстрых рейдовых аппаратов. В одном из них штурманом был брат Алдиса — Марис. Тот пропустил брата вперед, а как только появились газовские конкуренты, врубил «Аларм» на навигационном приборе. Дескать, у меня что-то там случилось, и не трогайте меня! При этом автомобиль двигался в том же темпе, не давая на узкой гоночной колее проехать двум подоспевшим газовским экипажам и еще одному конкуренту Вилцанса — экипажу Максима Кирпилева.

В результате последним пришлось тащиться за ним около ста километров, теряя драгоценное время. На сигналы «подставной» экипаж не реагировал. Тем временем команда Алдиса получила почти час отрыва! Первым не вытерпел газовский гонщик Александр Коструков: очень сильно рискуя, в почти нулевой видимости из-за клубов пыли он стал обходить Мариса по «целине» — голой степи. Однако тот даже при включенном «Аларме» не уступал, и в результате опытный кросмен Коструков просто вынужден был сдвинуть его с трассы. Но не тут-то было! На гоночной трассе появилась еще одна преграда из Т2. И тоже из команды AVMotorsports! В результате опытный Коструков пододвинул и этот экипаж с трассы.

— Ловкие ребята, — позже пошутил капитан газовской команды Вячеслав Субботин. — Нашли дырку в правилах и очень грамотно ей воспользовались. За включенный «Аларм» не предусмотрено никакого наказания. Алдис Вилцанс заявил, что ведать ничего не ведает, и знать не знает. Марис сказал, что «случайно» включил. Но не заметить, что «Аларм» работает, невозможно. Он неистово орет, а на экране навигатора горит красный яркий треугольник, который мешает ориентироваться. Кстати, после этого случая судьи вынесли решение о дисквалификации за езду с включенным «Алармом». Увы, но разборки не ограничились пространством гоночной трассы.

На следующий день представители AVMotorsports явились на стоянку газовцев в лагере гонки, возмущаясь нетолерантным поведением их пилота и требовали денег за смятый у их машины бампер! На удивленный вопрос «с какой радости», последовала грязная матерная брань. Посему не удивительно, что незванным гостям вежливо объяснили, «куда нужно двигаться, чтобы не ошибиться с навигацией». И еще раз попросили объяснить ситуацию с включенным «Алармом». Увы, ответа не последовало…

Дальше — больше. Прибалтийская команда написала на газовцев жалобу в Комиссию спортивных комиссаров. Однако ни к чему интересному это не привело и никак не сказалось на результатах в зачете. Заседание комиссии просто не состоялось. В результате «золото» в «Рейд спорте» досталось Алдису Вилцансу, «серебро» — газовцам Михаилу Кострукову и Олегу Нежнову, а «броназа» — экипажу Миксима Кирпилева. Еще один газовский экипаж Александра Кострукова и Рамиля Замалетдинова занял четвертое место.

В категории Т2 первое место взял трофист Константин Иванов, первый раз выступающий в ралли-рейдах. На втором месте — австралиец Адам Мартин, для которого это был второй в жизни ралли-рейд. Он отстал от лидера всего на 4 минуты. На третьем с отрывом в более чем 8 часов оказалась пилотесса Юлия Мигунова-Хегай.

В категории Т3 (багги, сайды или «кибитки») в первый же день сошел с дистанции экипаж лидеров — братьев Калининых. В результате первое место досталось экипажу Марата Нурсубина и Ильшата Шайнурова. На втором, несмотря на многочисленные технические проблемы, оказалась очаровательная пилотесса Мария Опарина со штурманом Сергеем Лебедевым. А вот претендентов на третье место в этой категории не оказалось.

…Что же, финал Чемпионата России закончился не лучшим образом для популяризаторов отечественной техники: газовцы смогли взять только «серебро» и, будучи трехкратными чемпионами РФ, им этого явно недостаточно. А вот экипаж «Нивы» Александра Потапова и гонщики на УАЗе не добрались до призовых мест. Значит, в следующем гоночном сезоне нас ждут еще более серьезные баталии и не менее интересные закулисные игры. А в этом году поклонников ралли-рейдов ожидает финал кубковой серии, который пройдет в Подмосковье в начале октября и международные масштабные гонки «Африка Эко Рейс» и «Дакар».