«Олдтаймер-галерея»: броня на выставке колес

А ведь вот он, один из убедительных признаков стабильности в нынешней России. Невзирая на все санкции, скачки инфляции и курса доллара в минувшие «длинные» праздники, как ни в чем не бывало, распахнула двери перед любителями старой колесной техники очередная «Олдтаймер-галерея»

Один из двух экспозиционных залов почти целиком был отведен для показа старой армейской техники, большая часть которой относилась к периоду Великой Отечественной.

Нынешняя, уже 23-я по счету, «Олдтаймер-галерея» имела явный «милитаристский» уклон, что и не мудрено в преддверии грядущего юбилея Победы.

Едва ли не самый грозный и «ударный» экспонат можно было увидеть на площадке военно-патриотического клуба «Дивизион». Здесь стояла знаменитая советская реактивная установка БМ-13 образца 1944 года. В отличие от многочисленных «новоделов», установленных на постаментах и наводнивших художественные фильмы «про войну», этот экземпляр – настоящая, классическая «Катюша», установка, смонтированная на шасси американского трехосного грузовика Studebaker US-6, а не на позднейшем его отечественном перевоплощении ЗиЛ-157.

АРТИЛЛЕРИСТЫ, СТАЛИН ДАЛ ПРИКАЗ!

– Сам гвардейский ракетный миномет, который находится перед вами, был изготовлен в годы войны на московском заводе, – рассказали участники клуба «Дивизион». – Что касается машины, то этот Studebaker восстановлен нами с использованием фрагментов трех разных машин, найденных поисковиками на местах боев Великой Отечественной.

Многие оригинальные детали для восстановления легендарной «Катюши» пришлось покупать за границей. И такую машину вы не увидите ни в одном фильме «про войну».

Основой стала рама и некоторые уцелевшие узлы, обнаруженные в Смоленской области. Потребовалась кропотливая реставрационная работа, чтобы воссоздать ленд-лизовский грузовик в его первоначальном виде. Кое-что из комплектующих пришлось приобретать за границей, в Англии. Например – «родную» резину, или вот этот комплект шанцевых инструментов, крепившихся в специальном ящике на заднем крыле: здесь находятся специальная лопата, разборная кирка...

«Знатоки предмета» из клуба «Дивизион» пояснили, как производилась зарядка «катюши» реактивными снарядами (вес каждого – около 43 кг), как их фиксировали во время движения машины при помощи специальных рычагов, имеющихся на всех направляющих. Кроме того удалось рассмотреть, что на каждом из этих 32 «рельсов» выбит порядковый номер. Запуск ракетных снарядов производился рукояточной электрокатушкой, соединенной с аккумуляторной батарей и контактами на направляющих; при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередной из ракет срабатывал пусковой пиропатрон. Выстреливались снаряды «катюши» в определенном порядке – чтобы при стрельбе обеспечивалась равномерная динамическая нагрузка на саму установку.

FIAT НА ВОЙНЕ

Рядом с грозной «катюшей» стоял ее «дедушка», который воевал на фронтах 1-й мировой войны – бронеавтомобиль, собранный на Ижорском заводе в России в 1916 году. Тогда использовали в качестве шасси итальянский грузовик FIAT. На него сверху устанавливался специальный броневой корпус, изготовленный ижорцами по чертежам российских конструкторов. Эта «скорлупа» собиралась из листов броневой стали толщиной 5-8 мм. Такая защита могла противостоять лишь винтовочным пулям и взрыву ручной гранаты. Интересно, что для предохранения экипажа от поражения так называемыми вторичными осколками, которые образовывались при разрушении брони, внутренняя поверхность бортовых панелей обшивалась войлоком. В качестве других мер защиты применены двухстворчатая дверца перед радиатором, открывавшаяся-закрывавшаяся в помощью тяговых рычагов, которыми можно управлять прямо из кабины, а также «шторки» смотровых люков и щелей, расположенных впереди, сзади и по бортам. Вооружение бронеавтомобиля состояло из двух пулеметов «Максим», установленных в поворотных башнях наверху. Экипаж боевой машины состоял из пяти человек.

Вес этого чуда техники, которое было известно в армии, как «Фиат-Ижора», превышал 5 тонн (в том числе бронирование – около 1,2 тонны). Столь внушительный показатель оказался виною того, что броневик имел весьма слабую проходимость. Он не мог, например, преодолевать речные броды, вяз в мягком грунте, буксовал даже на небольших подъемах... В общей сложности с конца 1915 года, когда было налажено производство «ижорских Фиатов», и до Октябрьской революции на заводе собрали 47 машин. Удалось отыскать фрагменты шасси одной из них – раму, колеса. При реставрации броневой корпус пришлось изготавливать заново.

 

КАК БА-10А «ШАЛЬСКИЙ УЗЕЛ» БРАЛ

На площадке, занимаемой экспонатами музея «Военный ангар», главным «гвоздем» оказался советский бронеавтомобиль БА-10А выпуска 1940 года. Такие боевые машины были спроектированы в 1938-м. Для них использовалось модернизированное шасси трехосного грузовика ГАЗ-ААА. Чтобы повысить его проходимость, колесный броневик комплектовали быстросъемными гусеничными лентами, которые хранились, будучи закрепленными по бортам. Дополнительную проходимость при преодолении холмов и оборонительных валов обеспечивали свободно вращающиеся запасные колеса, установленные на каждом борту в нижней его части. В общей сложности было выпущено около 3400 броневиков БА-10. Они участвовали в боях на Халхин-Голе, в сражениях Финской войны, в боях первого периода Великой Отечественной. На сегодняшний день во всем мире сохраняется лишь несколько экземпляров таких машин, причем броневик из коллекции «Военного ангара» – единственный сейчас ходовой образец БА-10.

Эта боевая машина участвовала в наступательной операции, начавшейся 12 марта 1942 года в районе так называемого «Шальского узла» – стратегически важного узла немецкой обороны под Любанью. Тогда в атаку пошла 16-я танковая бригада в составе 19 танков (среди них были КВ, Т-34, Т-26) и 22 бронеавтомобилей. В ходе упорных боев часть этой техники, в том числе и две бронемашины, были подбиты. Уцелевшие остатки одного из БА-10 несколько лет назад найдены поисковиками на заброшенной лесной дороге неподалеку от бывшей здесь до войны деревни Лодва. Реставрация раритета длилась полтора года, в работе пригодились фрагменты еще нескольких таких же бронемашин, обнаруженные в других местах.

 

«КОМСОМОЛЕЦ» ВОЗЬМЕТ НА БУКСИР

Кроме БА-10А «Военный ангар» продемонстрировал и еще несколько своих редкостей. Например, находящийся еще в процессе восстановления советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», выпускавшийся в 1937 – 1940 г. г. Такими тягачами были укомплектованы ударные части Красной Армии и некоторые подразделения мотопехоты. Из-за нехватки более мощных тягачей «Комсомольцы» во время войны использовались даже для буксировки тяжелой артиллерии, а кроме того летом 1941-го их иногда вынуждены были применять еще и в качестве пулеметных танкеток для атаки вражеской пехоты.

ВЯЧЕСЛАВ ЛЕН И ЕГО KUROGANE TYP 95

Неизменный уже на протяжении многих лет участник «Олдтаймер-галерей» – коллекционер и реставратор автомобилей Вячеслав Лен традиционно представил на нынешней выставке несколько экзотических для России экземпляров зарубежной военной техники времен 2-й мировой войны. В том числе итальянский артиллерийский тягач FIAT-SPA TL.37 (этот «монстрообразный» агрегат, у которого все четыре колеса сделаны поворачивающимися, выпускался в начале войны; из 2267 выпущенных тягачей небольшая часть использовалась и на Восточном фронте). Среди других «колесных иностранцев» – командирская машина английского производства Humber FWD (1940 г.) и единственный за весь период 2-й мировой японский внедорожник Kurogane Typ 95.

 

ЧУДО-ЗИС ШАМАНСКОГО

Еще один «старожил» «Олдтаймер-галерей» – мастерская Евгения Шаманского. Как всегда ее экспозиция привлекала внимание посетителей выставки «эксклюзивными» образцами советских грузовых автомобилей, выпускавшихся для нужд армии. Два из демонстрировавшихся грузовиков имеют гусеничный привод. Довоенное «детище Никиты Хрущева» ЗиС-33 представляет из себя модернизированный грузовик ЗиС-5, у которого задние колеса «обуты» в гусеницы. Еще более внушителен его «собрат» – вездеход-тягач ЗиС-42 образца 1943 года, также выпущенный на базе «пятой» модели, но снабженный более мощным двигателем, увеличенным радиатором и дополнительными бензобаками. Вместо задних колес на «сорок втором» использовались гусеничные движители, а для езды по снегу зимой предусматривался комплект специальных лыж, которые можно устанавливать под передние колеса. ЗиС-42 в результате имел вполне убедительные ходовые качества: он способен был двигаться по метровому слою снега, преодолевать подъемы в 28 градусов, форсировать рвы глубиной около метра. Первые экземпляры таких чудо-машин, собранные на заводе в 1942 году, были отправлены под Сталинград. В общей сложности за два года удалось выпустить почти 6000 ЗиС-42, но до наших дней от них почти ничего не уцелело. Грузовик из мастерской Шаманского фактически единственная на сегодняшний день полностью восстановленная такая машина.