Моторы войны, или Танки на обочине МКАД

На западе столицы возникла напряженная военная обстановка. К МКАД в районе пересечения с Волоколамским шоссе стянули военную технику – танки, бронетранспортеры, самоходные орудия... Нет, это не сценарий нового фильма-боевика. Просто в выставочном центре «Крокус-экспо» открылась выставка исторической военной техники «Моторы войны».

Свои раритеты для этой экспозиции предоставили государственные и частные музеи из Москвы, Подмосковья, Самары, а также энтузиасты-коллекционеры. В просторном выставочном зале шеренгами выстроились почти сотня армейских автомобилей, мотоциклов, тягачей, бронетранспортеров, танков и самоходок. Подавляющее большинство из них – образцы техники, участвовавшей во Второй мировой войне – в том числе сражавшиеся на фронтах советские танки Т-38, Т-60, Т-70, бронеавтомобиль ФАИ, немецкий танк Т-2... Хотя есть и несколько экземпляров более раннего времени – например, пулеметный бронеавтомобиль «из Первой мировой» «Фиат-Ижора», шасси первого советского грузовика АМО-Ф-15...

Конечно, на нынешних «Моторах» много «автомобильных лиц», уже знакомых по прошлым подобным выставкам и фестивалям военной ретро-техники, однако есть и новички. Несколько представленных в зале машин являются действительно уникальными – это опытные образцы или единственные уцелевшие экземпляры. Например, французский трактор-тягач Famo Rubezahl. Или его «соплеменник», воевавший в итоге по другую сторону баррикад – французский артиллерийский тягач Lorraine 37L.

Немцы переделали часть таких гусеничных машин, которых ими было захвачено у французов более трех сотен штук, в боевые, – рассказывает один из организаторов выставки, известный коллекционер и реставратор Вячеслав Лен. – Например, они устанавливали на тягач бронированную «коробку» со 105-миллиметровой гаубицей, и таким образом получалась самоходная артиллерийская установка. Всего таких гаубичных САУ было изготовлено 24 штуки. В нашей коллекции хранится сейчас единственный в мире уцелевший экземпляр. Эта самоходка, подбитая в конце войны в боях за французский город Кан, вплоть до начала 2000-х валялась всеми забытая на местной свалке. Там ее обнаружил один из поисковиков, а наша мастерская выкупила у него этот Lorraine. Теперь перед посетителями выставки он предстает в полностью восстановленном виде...

Из своего собрания г-н Лен демонстрирует еще несколько интересных штабных и командирских машин Вермахта. Среди них – уникальный, сохранившийся единственном экземпляре Phanomen Granit 1500A Kfz.70.

– Немецкая фирма разработала модель армейской машины грузоподъемностью 1,5 тонны в 1940 году. Эти «Граниты» выпускались в нескольких вариантах. В том числе заднеприводные 1500S, полноприводные 1500А (внешне они отличались односкатными задними колесами). Самой редкой была представленная здесь модификация Kfz.70 – штабной автомобиль повышенной проходимости с 10-местным кузовом...

Весьма интересна коллекция первых советских джипов, привезенная в Москву самарским Музеем внедорожной техники. Среди них можно увидеть очень редкую, выпущенную серией менее чем в 200 экземпляров полноприводную «Эмку» ГАЗ-61 Данный экземпляр, собранный в декабре 1942 года, согласно сохранившимся документам, был передан в распоряжение маршала Г. К. Жукова. Этот автомобиль почему-то надолго «застрял» в запасном штабе командования в Куйбышеве (ныне – Самара). Там ее много лет спустя нашли поисковики. Сейчас автомобиль Жукова можно впервые увидеть практически в полностью восстановленном первоначальном виде. А рядом стоит и вовсе раритет – полноприводная «эмка», изготовленная в версии артиллерийского тягача – ГАЗ 61-416. В цехах Горьковского автозавода осенью 1941 года было собрано всего 34 таких машины, из них уцелела до наших дней лишь единственная.

Таким же уникумом является образец первого советского армейского джипа ГАЗ Р-1. За этот проект горьковчане взялись в самом начале 1941-го – они выполняли заказ советского военного руководства, которое незадолго до того узнало, что американцы испытывают внедорожник Ford Pigmy. Прототип советского «Пигмея» был собран уже в апреле. На автозаводе было сделано всего два опытных образца со скругленными обводами капотной части и с кузовом типа «тачанка» (Р-1 располагал специально оборудованным местом для установки пулемета и устройством для буксировки 45-миллиметрового орудия). После проведенных испытаний в серию они не пошли. Позднее сборочные цеха Горьковского завода начали выпускать несколько измененный вариант армейского внедорожника под обозначением ГАЗ-64. А эта пробная пара «боевых разведывательных автомобилей» (отсюда и буква «Р» в обозначении) отдали в подсобное хозяйство ГАЗа. Один из них уцелел – хотя и в очень плачевном состоянии, до наших дней. Года 4 назад его случайно обнаружили любители автостарины, и, благодаря им, уникальный «мотор» оказался в музейной коллекции. «На этот «газик» даже не существовало заводских чертежей, – рассказывают самарские музейщики, – пришлось восстанавливать его по сохранившимся фотографиям».

Привезли на нынешние «Моторы войны» и некоторые уникальные образцы техники, выпускавшийся нашими союзниками по антигитлеровской коалиции. Среди них Dodge WC1. Машина знаменитая, часто мелькает в кадрах фронтовой фото- и кинохроники. Но один из представленных в зале «доджей» – даже не уникальный, а «нереальный»: данная модель в каталогах фирмы отсутствует!

– На самом деле это медицинский фургон WD23, – пояснили специалисты. – Первоначально была спроектирована гражданская модель фургончика грузоподъемностью в одну тонну. И лишь позднее на ее основе разработали армейский вариант «санитарки». Таких машин выпустили буквально считанные экземпляры. Один из них несколько лет назад был приобретен в Западной Европе и вывезен в Россию.

Настоящее чудо техники скромно пристроилось в углу зала. С первого взгляда кажется, что это какая-то самоделка. Но на самом деле – самый настоящий серийный экземпляр советской послевоенной техники. СД-44 – самодвижущаяся пушка, на базе 85-миллиметрового орудия. Ее разработали в конце 1940-х – начале 1950-х и после доработок приняли на вооружение и запустили в массовое производство. Идея интересная: лафет серийной 85-миллиметровки переделан, снабжен двигателем от «Победы» и дополнительным третьим колесом, к которому приделано рулевое управление; имеется также примитивное сидение для водителя. В походном положении орудийные упоры-сошки соединяются специальным креплением, образуя треугольную раму. Заводим движок – и поехали! В качестве бензобаков используются внутренние полости самих сошек. У этой «самоходки» предусмотрено и устройство для буксировки. Предполагалось, что своим ходом СД-44 должна передвигаться в районе боевых позиций, а на более дальние расстояния ее повезут при помощи тягача.

– СД-44 несли службу в разных войсках. Даже в воздушно-десантных: их помещали в специальные контейнеры и сбрасывали с парашютом при десантных операциях, – рассказали нынешние владельцы представленного на выставке «самохода», коллекционеры из Подмосковья. – Всего было выпущено около 700 таких «авто-орудий», из них уцелели до наших дней считанные единицы. Вот это мы недавно вывезли из Сибири. После списания из арсенала, СД сумел взять себе «шустрый» крестьянин из соседней деревни. Самой пушки ему военные, конечно, не отдали, да она ему и не нужна была. Колхозник вместо орудия приладил самодельный деревянный кузов, и у него получился отличный мини-трактор – сено возить. Кстати, проходимость у этого агрегата весьма хорошая и, кроме того, на нем даже домкрат установлен, так что можно самого себя вытаскивать, если застрял...