Ральф Нейдер — следующий после Бу Андерссона

Известный музейный мемориально-просветительский центр «Зал автомобильной славы», расположенный в сердце автопромышленности США — Детройте, пополнил список людей, удостоенных чести быть увековеченными на его скрижалях, фамилией Нейдер. Она мало кому известна в России, хотя именно ее владельцу мы обязаны тем, что автомобили год от году становятся безопаснее.

Причислением Ральфа Нейдера к «лику бессмертных» было отмечено 50-летие со дня издания его книги «Небезопасные на любой скорости» с подзаголовком «Врожденные опасные пороки американских автомобилей». Монументальный труд посвящен проблемам безопасности транспортных средств. После выхода книги в свет в 1965 году, автора возненавидели буквально все автопроизводители, так как этот молодой адвокат, ничтоже сумняшеся, доказательно обвинил их в неспособности (или нежелании по коммерческим соображениям) делать автомобили как можно более безопасными. Книга не только как бомба «взорвала» отрасль, на которой зиждилась и до сих пор опирается экономика США и вызвала бурную ответную реакцию миллионов владельцев авто, но и привела к рождению «цербера», уполномоченного властями не спускать ока с авто- и дорожных строителей, да и вообще всех, кто тем или иным образом связан с безопасностью на дорогах этой автомобильной державы № 1. То есть именно Нейдеру мы обязаны появлению такого влиятельного сегодня не только CША, но и в мире института, как «Национальная администрация по безопасности дорожного движения на автотрассах (NHTSA)».

Фото macsmotorcitygarage.com

И вот на днях в Детройте на торжественной церемонии в «Зале автомобильной славы» Ральф Нейдер выслушал приветственные речи и принял поздравления — ему вручили диплом, в музее появится его портрет. Этой чести с 1939 года, когда почетное звание и членство в «Зале» было учреждено, удостоилось более 800 человек — среди них всемирно известные конструкторы и дизайнеры автомобилей, изобретатели, основатели и владельцы знаменитых брендов, выдающиеся руководители предприятий автопромышленности, люди, внесшие значительный вклад развитие этой и смежных отраслей.

Среди них такие известные фамилии, как Бюик, Шевролет, Ситроен, Рено, Даймлер, Дизель, Дюзенберг, Данлоп, Эдисон, Пининфарина, Файерстон, Форд, Опель, Джуджаро, Хонда, Макферсон, Мишлен, Майбах, Бугатти, Феррари, Тойота, Порш, Паккард, Пич, Студебекер, Виллис, Тата и многие другие. От России, увы, представлен лишь Бу Андерссон — за выдающийся вклад в реконструкцию, реорганизацию и весьма успешное руководство «Группой ГАЗ».

Любопытно, что рукопись книги довольно тернистым путем добралась до издателя, и все могло бы сложиться иначе, не будь Нейдер человеком исключительной самодисциплины. Ведь единственный экземпляр готовой к печати рукописи, он… забыл в такси:

— Я оставил ее в такси. А когда обратился в бюро находок, то мне сказали, что рукопись посчитали ненужным никому мусором и выбросили на помойку, — вспоминает Нейдер.