73554

3 самодельных внедорожника из СССР, едва не «взорвавших» мировой авторынок

Честь и хвала советским умельцам
У тех, кто родом из СССР, довольно теплые воспоминания об ушедшей в историю страны-гиганта. Впрочем, сегодня речь пойдет не о бесплатных детских садах и больницах, профсоюзных путевках на море, строительстве «БАМа» или освоении целины в Казахстане. Вспомним рукастых мастеров, которые придумывали, разрабатывали и собирали свои собственные автомобили.
Поделиться
Изображение 3 самодельных внедорожника из СССР, едва не «взорвавших» мировой авторынок

Надо признать, что из этих поделок — будь советская бюрократическая машина более поворотливой, а предпринимательский напор доморощенных автомехаников помощнее — могли бы получиться весьма толковые изделия.

«Джип» Холшаносова

К примеру, инженер-конструктор Ереванского Автомобильного завода, Станислав Холшаносов, в 1981 году создал «Джип», который предполагалось использовать для путешествий. В качестве музы был выбран явно американский Willis MB, прообраз того самого Jeep Wrangler. Но начинка, разумеется, отечественная. Да и привод, ради экономии, осуществлялся на заднюю ось.

Джип Холшаносова получился чуть меньше ЛуАЗа. Однако внутри ничуть ему не уступал, потому как инженер вынес наружу запаску, сделал компактным моторный отсек и разместил дополнительный багажник на крыше.

Под капотом «Джипа» работал двигатель от ВАЗ 2101. Задний мост был взят от ВАЗ 2102. А коробка, кардан и электрика от ГАЗ−21. Элементы рессорной подвески, бензобак и панель приборов достались новоиспеченному вездеходу от УАЗ−469.

А вот передний мост был полностью разработан Холшаносовым самостоятельно. В целом, конструкция получилась легкой и неприхотливой.

По трассе «самоделка» передвигалась со скоростью 120 км/ч. За свою жизнь «Джип» проехал не одну сотню тысяч километров. Внедорожник поднимался на высоту в 3000 метров в Армении, хорошо преодолевал бездорожье, каменистые участки и 30-градусные уклоны. Автомобиль также получил 1-ю премию на смотринах самоделок и даже засветился в передаче «Это вы можете».

Вездеход Безрукова

Еще один заднеприводный внедорожник был построен в подмосковных Электроуглях. Узлы и агрегаты для своего детища доморощенный конструктор В. Безруков взял от УАЗ−469 (карданный вал и элементы подвески), ЛуАЗ−969 (задний мост и колеса), ЗАЗ 968М (двигатель, коробка и электрика) и Москвич 412 (тормозная система). А вот рама, дизайн кузова, механизмы открывания дверей инженер придумывал сам.

Впрочем, что касается внешности внедорожника, то в ней угадывается образ «Гелендвагена».

Автомобиль получился компактным. При наличии заднего ряда кресел для багажа и «запаски» совершенно не оставалось места. Однако в двухместном варианте грузовой отсек автомобиля имел внушительный объем и позволял разместить не только поклажу, но и запасное колесо у правого борта.

Внедорожник «НЕВА»

В те же 80-е годы автолюбители из Ленинграда Н. Яковлев и В. Капусто создали внедорожник «НЕВА». Рама и кузовные панели были разработаны ими самостоятельно, единственное, что инженеры позаимствовали со стороны — передние фары, которые были взяты от мотоцикла «Чезет».

Внешне самодельная «НЕВА» очень напоминала румынский внедорожник АРО 240.

Двигатель, коробка передач и остекление внедорожника были заимствованы у вазовской «копейки». Трансмиссия и ходовая часть взяли у ГАЗ−69, но дорабатывали деталями от УАЗ−469. Кардан между коробкой передач и раздаткой иженеры сделали сами. А подвеску позаимствовали у ГАЗ−24.

Внедорожник «НЕВА» был собран в двух экземплярах и производил вполне «заводское» впечатление.

Постройка внедорожников заняла у инженеров 6 лет. При этом они быстро и легко зарегистрировали оба автомобиля в ГАИ, подтвердив покупку его комплектующих чеками из магазинов.

Стоит отметить, что на бездорожье «НЕВА» с 210 мм дорожного просвета зарекомендовал себя только с положительных сторон, уделав на испытаниях даже вазовскую «Ниву».