Опасное вождение станет развлечением для богатых автовладельцев

До конца мая термин «опасное вождение» должен наконец-то материализоваться в форму постановления правительства, читай – стать новой частью п. 1.5 ПДД, обязывающего участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности на дорогах. При этом агрессивную езду ряд участвующих в законотворческом процессе субъектов предлагает сделать уголовно наказуемым деянием. И хотя эта инициатива, скорее всего, не пройдет, карать дорожных «вышивальщиков», «подрезальщиков» и «учителей» планируется строго. Но вот будет ли от этого толк?

От части он уже есть. Так, в том числе и благодаря одному только ожиданию этой новеллы, ускорилось принятие поправки в КоАП РФ, согласно которой записи фиксирующих устройств – смартфонов и видеорегистраторов – стали полноценными доказательствами по делам об административных правонарушениях и судьям уже не удастся их игнорировать так просто, как они делают это сейчас. И в случае с надуманным гаишным обвинением в опасном вождении это очень важно, поскольку иначе опровергнуть инсинуации инспектора, если он просто решил заработать на водителе «палку», будет просто невозможно.

Ведь на сегодняшний день рассматривается следующая формулировка термина определяющего «опасных водителей». Агрессивный водитель – это водитель, создающий опасность для движения и нарушающий ПДД, например, при перестроении, обгоне, повороте, развороте или остановке. А также водитель, не соблюдающий требования к безопасной дистанции до движущегося впереди авто, боковым интервалам, необоснованно и резко тормозящий, препятствующий обгону и пр. Факт свершения многих из вышеперечисленных нарушений довольно трудно выявить. При этом, напомню, что в настоящее время рапорт инспектора является юридическим доказательством в административном деле, а объяснение водителя таковым не является. Следовательно, повторюсь, добиться справедливости от инспектора дорожной службы, если у автомобилиста нет записи с видеорегистратора, будет практически невозможно.

Не стоит забывать и о том, что априори субъективная оценка сотрудником ГИБДД степени опасности вождения может привести к тому, что водители-лихачи, на которых в первую очередь ориентирован новый законопроект, будут по прежнему играть в «шашечки» на дорогах, раздавая инспекторам ДПС взятки, а законопослушные и «малообеспеченные» автовладельцы в случае появления сомнений о степени их агрессии за рулем, начнут массово лишаться «прав» и месяцами доказывать свою невиновность в судах, которые с максимальной долей вероятности начнут (а точнее – продолжат) выносить обвинительные вердикты.

Стоит отметить, что законы ряда других стран также предусматривают ответственность за опасное вождение, но при этом отделяют его от неосторожного, то есть однократного нарушения ПДД без злого умысла. Доказательство того, что водитель намеренно совершил опасные действия на дороге и является главным критерием в установлении его вины. В Германии, например, «за демонстрацию своих эмоций» на дороге могут наложить штраф в размере 250 евро, а также лишить водительского удостоверения на 3 месяца. В РФ частые перестроения также давно запрещены ПДД. При интенсивном движении менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Проблема в том, что на практике любители агрессивной езды почти никогда не штрафуются, за исключением тех случаев, когда их маневры стали причиной аварии. Потому «лихачей» на дорогах с каждым днем становится все больше и больше, а механизма наказания для них нет. Для того чтобы исправить эту ситуацию, безусловно, нужны новые методы и фиксации нарушений, и воздействия на нарушителей. Но имеющиеся наработки в отношении «закона об опасном вождении» пока порождают слишком много вопросов и сомнений в своей адекватности.

В частности, у ряда экспертов даже нет уверенности в том, что вообще имеет смысл пытаться свести совершенно разные нарушения к одной статье ПДД. Не говоря уже о том, что без тщательно продуманных и объективных методов фиксации подобных нарушений принятие закона об опасном вождении повлечет за собой новую волну несправедливостей, которых и так сегодня немало в жизни российских автовладельцев. Проблему безопасного вождения нужно решать комплексно, не только на заседаниях с участием автомобильных экспертов, чиновников и представителей СМИ, но и обсуждая этот вопрос с самими автомобилистами.