Забитая «Газель»

Все семь манекенов-“пассажиров”, находившихся в салоне микроавтобуса, получили тяжелые травмы, а двое из них, по утверждениям специалистов, “скончались” на месте происшествия...

Все семь манекенов-“пассажиров”, находившихся в салоне микроавтобуса, получили тяжелые травмы, а двое из них, по утверждениям специалистов, “скончались” на месте происшествия. Как ни странно, менее всех пострадал “водитель”. Видимо, газовцы позаботились о его безопасности более всего. Остальные же “седоки” оказались в роли пресловутых дров.

По мнению руководителей издания, подобные испытания необходимы, чтобы “привлечь внимание общественности к проблеме безопасности отечественных автомобилей”. Нынешние образцы российского автопрома не выдерживают никакой критики. Почему выбор пал именно на “Газель”? Сегодня этот автомобиль — один из самых популярных перевозчиков пассажиров. Например, по дорогам столицы бегают 67 тыс. “Газелей” различных модификаций! Однако хорошо известна и высокая аварийность этой модели — по существующим правилам “полуторка” причислена к легковушкам, хотя, по сути, она остается грузовичком со всеми вытекающими отсюда на дороге последствиями. Кто из автомобилистов не видел, как водители микроавтобусов “летают” по всем полосам вдоль и поперек, подрезая соседние машины и создавая аварийные ситуации? Оно и понятно: быстрее перевезешь — больше получишь... Известно, что с техническим обслуживанием машины дела тоже плохи, особенно у иногородних перевозчиков, работающих в Москве.

Особое беспокойство вызывают многочисленные самопальные переделки “полуторок”. В итоге при аварии последствия — тяжелейшие. Тем не менее в крупных городах пассажирская “Газель” по-прежнему остается самым быстрым (после метро) средством общественного передвижения. В маршрутку в различных вариантах помещается от 13 до 16 пассажиров (как выяснилось после испытаний — смертников). Особенно острые ощущения, по личным наблюдениям, получают граждане, передвигающиеся на “Газелях” в ближайшие пригороды через МКАД (на Кольцевой за последние пару лет произошло не мало аварий с их участием).

Тем не менее альтернативы у сверхпопулярной “Газели” в обозримом будущем не предвидится — ОАО “ГАЗ” остается единственным производителем (УАЗ-“буханка” не в счет) микроавтобусов в России.

Пятнадцать человек на сундук мертвеца...

Проведенный тест имитировал достаточно серьезную аварию — фронтальный удар с 40-процентным смещением на скорости 56 км/ч.

Главная цель испытаний — показать, какие последствия ожидают пассажиров, если автомобиль не оборудован ремнями безопасности. Однако, как признали сотрудники журнала, “Газель” в целом соответствует действующим российским нормам для этого типа автомобилей. Единственный манекен, который был пристегнут ремнем безопасности и снабжен электронными датчиками, — “водитель”. Расшифровка данных показала, что “травмы” головы, шеи и груди оказались неопасными для жизни. А вот пассажирам совсем не повезло: они отмечали “день авиации”. По рассказам очевидцев, после столкновения с препятствием манекены прямо-таки летали по салону. Один из них даже переместился из середины салона на место... передних пассажиров. Другой налетел брюшной полостью на внутренний поручень с такой силой, что его сломал. По заключениям экспертов, оба “летуна” в реальной жизни погибли бы на месте. Другие ездоки после столкновений с внутренними конструкциями автомобиля и друг с другом выжили, но все получили серьезные травмы.

Как рассказал Вадим Крючков, заведующий отделом испытаний журнала “За рулем”, количество манекенов числом семь выбрано не случайно. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы их рассадить на самые опасные, с точки зрения экспериментаторов, места. Хотя первоначально предполагалось, что в салоне будут находиться 13 манекенов (по числу пассажиров), однако от этого отказались из-за видеосъемки. При меньшем количестве “пассажиров” более наглядно видно, как они ведут себя при столкновении машины с препятствием. Эта “наглядность” вызвала бурные эмоции у участников пресс-конференции. Видимо, многие мысленно представили себя на их месте.

Денег как всегда нет

Вывод, к которому пришли авторы крэш-теста, — России необходимо на государственном уровне принимать западные стандарты безопасности для автомобилей. Потому что без законодательной базы ни один автопроизводитель не станет заниматься усовершенствованием авто, которое ему невыгодно.

По информации “зарулевцев”, на ОАО “ГАЗ” создан микроавтобус, соответствующий зарубежным стандартам безопасности, однако его выпуск находится под вопросом. Изменения в конструкции машины подняло ее стоимость примерно на $1 000. Такое значительное повышение цены может отрицательно сказаться на продажах модели, что, видимо, смущает производителя.

Есть и еще одна проблема. Оказывается, страховые компании очень неохотно заключают договоры с владельцами “Газелей” как раз из-за высокой аварийности микроавтобусов. Какие требования выдвинут к собственникам “полуторок” страховщики после вступления в силу закона об обязательном страховании “автогражданки”, это еще тот вопрос...