«Hемцы» буксуют

Немцы — гости в России более чем давние. Можно сказать — в “законе”. Спора нет: дорого, даже очень дорого они оценивают плоды своих трудов. Однако следует признать, что эта продукция всегда стоила своих денег и отрабатывала каждую вложенную копейку на все сто.

Недавно российские представительства крупнейших зарубежных автопроизводителей вывесили на своих сайтах итоги продаж за первый квартал этого года. Неожиданно выяснилось, что немецкие компании даже не вышли по продажам на прошлогодний уровень! Тем не менее ведущие германские автостроители, несмотря на эпизодические провалы в реализации своих машин на отечественном рынке, уверены в хороших перспективах.

Немцы — гости в России более чем давние. Можно сказать — в “законе”. Спора нет: дорого, даже очень дорого они оценивают плоды своих трудов. Однако следует признать, что эта продукция всегда стоила своих денег и отрабатывала каждую вложенную копейку на все сто. Нет, не подумайте, что мы собираемся защищать социально чуждые нам Mercedes и Audi от обездоленных российских автомобилистов. Отнюдь. В этом нет никакого смысла, тем паче что сами они могут о себе прекрасно позаботиться.

Итак, давайте разберемся. Неужели мы дожили до тех времен, когда состоятельные россияне охладели к самым престижным немецким маркам и обратили свои взоры в сторону “японцев” и “корейцев”?

Audi в засаде

Начнем по порядку. В 2002 году мировой объем продаж автомобилей Audi вырос на 2,1% и составил почти 742 тыс. машин. Естественно, динамика продаж в различных странах имеет как положительные, так и отрицательные значения. К примеру, год назад в Германии отмечено сокращение спроса на 4,4%, та же ситуация сложилась и в Испании. В Великобритании, наоборот, интерес к автомобилям данной марки увеличился, что выразилось в 21% увеличения продаж.

Все больше людей отдают предпочтение Audi: в Италии (6,6%), США (2,9%), Китае (24,8%). Но рекорды продаж побила Страна восходящего солнца — Япония. Видимо, самураям настолько обрыдли творения собственных, впрочем, иной раз даже более продвинутых автопроизводителей, что всех потянуло на европейскую экзотику. В 2002 году продажи увеличились на 42,7% (11,6 тыс. машин).

Россия, как сами понимаете, пока не является приоритетным направлением для этого концерна. В прошлом году у нас нашли своих хозяев всего 2 700 авто, но по сравнению с 2001 годом небольшая положительная динамика все же налицо. Тем не менее первый квартал текущего года все-таки на 5% проигрывает аналогичному периоду за 2002 год. Пресс-секретарь российского представительства “Audi” Анна Степанова связывает снижение продаж с предстоящим выходом на рынок новой модели “гольф-класса” — А3. Массовый покупатель затаился и ждет появления самого современного автомобиля, считает она.

BMW жива надеждой

Что касается автомобильной империи “BMW Group”, то по итогам мировых продаж в прошлом году она имела полное моральное право похвастать рекордами. За год концерн реализовал 1 млн. 57 тыс. машин, что соответствует увеличению продаж на 17%. Доля проданных новых автомобилей, приходящаяся на Россию в этой армаде, ничтожно мала — всего 3 790 машин, однако оптимистичные баварцы не унывают. Несмотря на снижение продаж в первом квартале текущего года, составившее порядка 14,7%, “BMW Russland Trading”, как говорится, рвется в бой. Надежды возлагаются на продолжающийся рост продаж новой 7-й модели и появление в течение года свежих моделей. Невзирая на последнее падение, “семерка” продолжает укреплять свои позиции — на нее спрос стабильно растет.

Для концерна “DaimlerChrysler”, владеющего маркой “Mercedes-Benz”, безоблачное небо на ниве российских продаж, похоже, оказалось всерьез затянуто тучами. Падение продаж начинает превращаться в тенденцию. Мы полагаем, нет надобности очередной раз описывать достоинства автомобилей старейшей марки. Довольно и того, что годовой оборот корпорации составляет 162 млрд. евро, а трудятся на нее в разных странах мира чуть менее полумиллиона человек.

Коммерческий успех автомобилей Mercedes-Benz, безусловно, можно считать лакмусовой бумажкой экономических и социальных реалий общества. Начиная с середины девяностых официальные продажи “Mercedes” увеличивались в среднем на 300—400 автомобилей в год.Сбой произошел в прошлом году, когда продажи рухнули почти на 40%. О положительной динамике нельзя говорить и сегодня, доказательством чему — удручающие результаты продаж с января по март. По нашим данным, “Mercedes” потерял 37% по сравнению с первым кварталом прошлого, тоже, в свою очередь, неудачного года. Аналитики засуетились — в чем причина падения спроса? Деньги у новых русских закончились? Есть на этот счет, извините, некоторые сомнения. Скорее начались сбои на “фабрике по производству миллионеров за месяц”. Приватизация вроде как скинула обороты — все что можно уже распределено и пограблено. Одним словом, поступлений свежих сил на российский финансовый Олимп в ближайшее время не ожидается.

Удивительно, но под эту сурдинку в “неудачники” попала и одна из самых демократичных из всей немецкой когорты марка “Volkswagen”. Продажи автомобилей с эмблемой “VW” на радиаторной решетке в первом квартале слегка опустились, несильно — всего на несколько процентов, но... Тут-то и приходит мысль. Может, конкуренты обложили? Для “японцев” да “корейцев”, похоже, авторитетов в смысле престижа не осталось. Кому интересно, что 2002 год стал в России настоящим годом “Volkswagen AG”? Покупателей нашло более 20 тысяч машин различных марок из империи вольфсбургской компании. В общемировых масштабах корпорация “Volkswagen AG” опять же в лидерах. Но, как известно, прогресс — это постоянное низвергание авторитетов, чему мы с вами, похоже, и являемся свидетелями.

Все больше наших соотечественников отдают предпочтение все менее помпезным и именитым маркам. Взять хотя бы для примера пресловутый первый квартал нынешнего года. Что мы видим: продажи увеличили “Nissan” — на 26,1%, “Mitsubishi” — на 83%. “Hyundai” взлетел аж в пять(!) раз. “Toyota” выросла в 3,3 раза... Последняя вообще в самое ближайшее время обещает вытеснить из тройки ведущих мировых производителей автомобилей бронзового призера “DaimlerChrysler” (для справки — золото у “GM”, серебро — у “Ford”). Как ни крути, но в России стал появляться долгожданный средний класс, способный приобретать качественные, но в меру дорогие машины и не желающий переплачивать свои “кровные” только за бренд и громкое имя.