Цена строительства М11 оказалась завышена вдвое

Пока чиновники ломают головы над диким расценками за проезд по «новой Ленинградке» М11 от Москвы до Солнечногорска, Минтранс показал, что строительство этого участка обошлось вдвое дороже, чем могло.

Минтранс опубликовал доклад «О стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования в РФ» по данным за 2014 год. На первый взгляд столь «тухлая» информация нам уже не к чему, но это далеко не так! В нем фактическая стоимость строительства дорог разных категорий для простоты восприятия приведена к средней цене 1 полосы дороги длинной 1 километр.

Дороже всего обходится строительство дорог I категории (многополосное скоростное шоссе, с многоуровневыми развязками) – 77,5 млн. рублей за километр. Дешевле всего стоит километр одной полосы дороги IV категории (по одной полосе в каждую сторону, перекрестки, светофоры и т.п.)– 16,2 млн. Реальные цифры стоимости строительства в прошлом году оказываются очень кстати в свете скандала вокруг дикой цены за проезд по «новой ленинградке» – шоссе М11 Москва-Санкт-Петербург. Даже губернатор Подмосковья Андрей Воробьев прокомментировал стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска (участок 15-58 км М11) на уровне 500 рублей в одну сторону так: «1 000 рублей в день — это катастрофа». В ответ министр транспорта Максим Соколов сообщил, что власти Московской области рассмотрят вопрос о субсидиях за проезд по скоростной трассе М-11

То есть, в строительство этого участка уже вбухано 60 млрд. рублей, из них 23 млрд. из госбюджета. А теперь «концессионеры» собираются еще и присосаться к местным муниципальным бюджетикам Подмосковья. Упомянув 60 млрд затрат на эту дорогу, невозможно не вспомнить о Докладе Минтранса и не подсчитать, сколько на самом деле стоит эта 10-полосная трасса I категории. Цену одного километра ее одной полосы мы теперь знаем, длину участка тоже. Путем нехитрых математических действий выясняем, что в ценах 2014 года, когда ее собственно достроили, цена участка МКАД-Солнечногорск составляет около 33 млрд. рублей. А не 60 млрд. затрат «концессионеров», как это нам преподносится в СМИ. Уже из-за одного этого обстоятельства стоимость проезда по М11 должна быть снижена, как минимум, вдвое. Если же посмотреть ситуацию с точки зрения нормальной экономики, что мы видим? Перед нами бизнес-проект, который не окупается, компания-оператор дороги полностью убыточна – на трассе практически нет и не предвидится трафика. Значит нужно брать и банкротить весь этот проект. А единственный актив концессии – дорогу – выставить на торги. За 60 млрд рублей она точно никому не нужна, а вот за 30 млрд, может и найдется желающий...