Пять способов не заснуть за рулем без применения «энергетиков»

Этим летом в автопутешествия отправляются даже те, кто отродясь не выезжал на машине дальше чем на пригородную дачу. Для неопытного «дальнобойщика» проблема сна за рулем может стать фатальной.

Что же делать, чтобы не заснуть, сидя за рулем? Начнем с самого радикального метода борьбы с сонливостью: осознав, что вот-вот «отключишься», нужно немедленно остановиться на ближайшей придорожной стоянке, на АЗС, да хоть на обочине и поспать, откинув спинку сиденья назад хотя бы 20-30 минут. Если пришлось встать на обочине – обязательно включить аварийку, чтобы минимизировать вероятность того, что в тебя «прилетит» машина невнимательного водителя. Хотя, конечно, лучше все-таки съехать с трассы в более тихое место. Так или иначе, но даже короткий сон позволяет обмануть биологические часы и продолжить потом движение к финишу маршрута.

Упомянутые выше внутренние биологические часы для автопутешественника могут стать определяющим фактором при выборе маршрута и ритма движения. Все слыхали про людей-«сов» и людей-«жаворонков». «Совы» не только сонливы по утрам и могут долго не спать в вечером и ночью. У них еще случается период падения мозговой активности в районе часа-трех пополудни. Опасная дневная сонливость поджидает и «жаворонков» – в районе полудня. Поэтому, если вы едете «на дальняк» с пассажирами, обязательно просите их последить за вами со стороны и днем – мало ли что. А если они в это время сами заснут – будите их! В противном случае ваш организм из «стадных соображений» может решить, что и ему пора вздремнуть.

Монотонность трассы убаюкивает. Даже если приходится постоянно объезжать колдобины, из которых преимущественно состоит асфальт российской глубинки. Поэтому бороться как с «совино-жаворонковой», так и ночной сонливостью можно, останавливаясь каждые 100-150 километров для разминки засидевшихся в водительском кресле суставов. Перерыва в движении на 10-15 минут вполне достаточно.

Частенько близкие и члены семьи водителя замечают, что оказываясь за рулем он становится необычно болтлив. Судя по всему, это – часть подсознательной защитной реакции разума, который таким образом пытается подстраховаться от засыпания на ходу и последующей аварии. Дело в том, что разговор и вообще издавание звуков требует активности мозга. Поэтому не молчите за рулем, и не надейтесь на бодрящий эффект от энергичной музыки из динамиков. Говорите, если есть с кем, орите пойте хрюкайте, свистите – делайте все, чтобы мозг не погружался в дремоту.

Тело так и норовит перейти в состояние сна, расслабившись в уюте водительского кресла и тепле из дефлекторов климатической системы. А если еще и умный климат-контроль ради экономии электричества перейдет в режим рециркуляции салонного воздуха, из-за которой начинает падать содержание кислорода – вообще «все хорошо». Как тут не заснуть?! Очень просто: температуру кондиционера – пониже, чтоб явно чувствовалась прохлада. Если за окном не жарко лучше всего опустить стекло и позволить богатому кислородом прохладному воздуху с улицы взбодрить расслабившийся мозг!