Как изменились российские автомобилисты за четверть века

ВЦИОМ в ходе соцопроса выяснил, по каким причинам россияне покупают машину и что их пугает во владении автомобилем. Аналогичный опрос проводился в 1989 году, так что сравнение результатов дало немало интересных выводов.

Самое главное, что так и просится после сравнения ответов российских автовладельцев в 2015 году и советских – в 1989, это вывод о том, что сейчас причин покупать машину гораздо меньше, и все они менее романтичные и основательные! Неужели правы японские автомобильные маркетологи, сетующие на то, что современную молодежь намного больше интересуют продвинутые городские самокаты и гаджеты типа «палки для селфи»?

И еще вот это старческое ощущение, что машины, построенные на универсальные модульных платформах и напичканные мультимедиа, «законеченной» на смартфон, действительно стали всего лишь гаджетами? Ну и более удобной альтернативой общественному транспорту для поездок в «Ашан» и на работу. Даже статус и моду, на страсть к которым любят пенять автовладельцам, назвали меньше человек, чем 26 лет назад.

В 1989 году о машине мечтали, чтобы путешествовать – ездить с семьей на море в Сочи или Крым, на рыбалку в Карелию или хотя бы на речку в ближайшую область, путешествовать. Ездили с детьми на озеро Селигер с палатками, не пугаясь отсутствия подушек безопасности, ремней и детских кресел. 68% советских граждан заявили, что машина им нужна именно для свободы передвижения в отпуске. А вот в 2015 году про отпуск и рыбалку вспомнило лишь 33% россиян в качестве причины, по которой можно купить машину. Это немало, более того – это один из основных аргументов. Тем более что Европа с современными машинами и открытыми границами стала намного ближе для автомобильных поездок. Но, видимо, «горящие» туры в Египет разбавили контингент.

Равной причиной купить машину для наших современников является желание сократить время поездок на работу – 33%. Странный ответ с учетом пробок в крупных городах, на которые вечно ругаются автовладельцы и с которыми борются власти, в том числе своим любимым «Платным парковочным пространством». Даже в 1989 году, когда центральные улицы были такие же широкие, про экономию времени по дороге на работу сказало меньше людей – 21%. Аналогично менее соблазнительной стала машина для закупки вещей и продуктов: 32% в 2015 году против 42% в 1989 году. Видимо, интернет-магазины и бесплатная доставка решают.

С одной стороны, сейчас однозначная тенденция к таунхаусам «в 15 километрах от МКАД со всей инфраструктурой посреди соснового леса с видом на озеро». С другой стороны, всего 11% наших современников нуждаются в машине для поездок на дачу. В 1989 году расширение дачного строительства играло заметно более значительную роль для покупки машины – для 29% опрошенных.

Та самая легендарная рассада и картошка, которую надо возить в багажнике, сейчас для автовладельцев играет намного меньшую роль, чем было в 1989 году.

При этом сейчас Интернет, который дает возможность работать из дома, и комфортность современных машин сделали миграцию между крупным городом и загородным домом намного более распространенным явлением. Возможно, россияне больше не называют такой образ жизни дачным?

Машина дает статус: так считают и водители больших джипов, и – в значительно большей степени – владельцы маленьких дешевых машин с тонированными фонарями и отклеенными шильдиками. Правда, сейчас так считает только 11%, а в 1989 году машина имела чуть больший вес по имиджу – это было важно для 13% советских граждан. А мода на автомобиль и вовсе играла большую роль – для 20% автомобилистов в 1989 году и всего для 9% – в наши дни.

Единственное, что преобладает по значимости покупки машины сегодня – это очень обтекаемое понятие «влияние современных норм жизни»: для 20% наших современников и лишь для 4% 26 лет назад. Такие практичные цели как заработок частным извозом или инвестиция оцениваются примерно одинаково что сейчас, что в 1989 году – по 10 и 9% и по 5 и 8% соответственно.

Изменились и опасения россиян в том, что касается владения машины. Главная причина нежелания приобрести автомобиль одна и та же – 39% и в 2015 году, и в 1989 году заявили, что на машины слишком высокие цены и нет желания влезать в долги.

Если до кризиса 2008-2009 годов и перед нынешним кризисом более половины всех новых машин приобреталось в кредит, то в нынешние тяжелые времена на ссуды готовы лишь 25% потребителей.

Также 26 лет назад многие боялись постоянных поломок машины: 12% признались, что опасаются трудностей ремонта (сейчас об этом беспокоятся лишь 6% автовладельцев), 7% – поломок из-за производственных браков (3% в наши дни, тем более что даже АВТОВАЗ присоединился к мировой практике отзывов дефектных автомобилей), а 13% считают, что технические свойства авто не соответствуют их большим ценникам (4% в 2015 году). 32% заявили в 1989 году, что на ремонт машины из-за отсутствия сервисов и высокой стоимости услуг уходит много времени – сейчас так могут сказать лишь 18% автовладельцев.

Забавно, что и тогда, и сейчас 7% россиян опасаются зависти и порчи имущества со стороны хулиганов, а также примерно равное количество людей (14% в 1989 году и 13% в 2015 году) беспокоит отсутствие необходимого количества заправок и стоянок. Ну и сейчас россиян также беспокоят пробки (11%), нехватка парковок (7%) и экология (3%), а в 1989 году об этом и не задумывались.

А вот рынок и дороги за 26 лет все же стали цивилизованнее. Если в 1989 году 22% потребителей жаловались на необходимость обращаться к услугам перекупщиков и спекулянтов запчастями, то сейчас это раздражает лишь 4%. Хотя из-за экономической неразберихи и паники с повышением цен на новые автомобили деятели вторичного рынка тоже пытаются урвать свой кусок.

Невозможность пользоваться машиной круглый год из-за плохого состояния дорог сейчас стала актуальной лишь для 16% потребителей, тогда как в 1989 году – для 23%.

А вот к гаишникам отношение явно стало хуже: раньше их поборов и произвола боялись 7% водителей, а сейчас – 15%. Самой главной причиной, которая портит жизнь автовладельцев, и в 1989 году, и в 2015 считаются большие расходы на эксплуатацию и содержание автомобиля на ходу: 70% и 64% соответственно.