Власти начали торговать увезенными на штрафстоянки авто

Ненавистное москвичам и гостям столицы ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) освоилио новую схему пополнения городского бюджета. Эвакуировав авто за неправильную парковку, учреждение продает его, как якобы невостребованное хозяином!

Представьте себе, что, вернувшись из отпуска, вы не находите на привычном месте свою «ласточку». Первая мысль – угнали! Начинаете звонить по разным инстанциям, и с облегчением узнаете – не угнали, а «лишь» эвакуировали. Однако следом за «хорошей новостью» вы можете получить и плохую. Пока вы отдыхали, ваш автомобиль продали с аукциона! И это не журналистская страшилка – десяток авто уже постигла такая судьба и уже около тысячи ждут своей очереди.

Свой новый бизнес эвакуаторщики объясняют просто: мол, автомобили эти – хлам, за ними никто не обратился, вот они и сменили хозяев. И все бы хорошо, но в том, как ГКУ АМПП» получило машины москвичей, есть слишком много темных пятен, а ведомство уже намекнуло, что похожая судьба вскоре может постигнуть сразу 1000 автомобилей со штрафстоянок. Корреспондент портала «АвтоВзгляд» разобрался, каким образом эвакуированные машины меняют владельцев, и чем грозит такая схема столичным автолюбителям.

КОМУ ПОДЕРЖАННЫЕ «ЖИГУЛИ» ЗА 10 000?

Заявление о том, что первые 10 машин со штрафстоянок стали собственностью Москвы, в конце марта сделал генеральный директор ГКУ АМПП Александр Гривняк. Чиновник отметил, что все автомобили – российские, без номеров, и стоят не больше 10 000 рублей каждая. Все права на них Москва якобы получила по двум судебным решениям – по 5 транспортных средств на каждое. Сам алгоритм выглядит так: после недели простаивания на штрафстоянке, эвакуаторщики считают машину невостребованной и держат ее в таком статусе три месяца. Затем хозяина автомобиля начинает искать ГИБДД, а если и это не помогает — тогда суд может признать машину бесхозяйной, тем самым давая «зеленый свет» для ее передачи городу и дальнейшей реализации. Гривняк отметил, что на столичных штрафстоянках сегодня находится 1000 невостребованных машин, а значит в перспективе владельцев могут сменить и они.

 

ЦИФРЫ С ПОТОЛКА

На первый взгляд все выглядит вполне логично — если не вдаваться в подробности. Любой водитель знает, что даже самые потрепанные отечественные «Жигули» стоят сегодня куда больше 10 000 рублей, про которые говорят в ГКУ АМПП. Так откуда же взялась эта цифра? Может быть, машины, которые получила Москва — просто автохлам, куча бесхозного металлолома? Но ведь все они эвакуированы за нарушение правил парковки, причем не во дворах (эвакуаторы ГКУ АМПП там не работают) — а значит, как минимум, находятся на ходу. Получается, что стоит каждая из этих машин куда больше и оценка ее чиновниками не объективна.

А СУДЬИ КТО?

За разъяснениями мы дважды обращались в пресс-службу ГКУ АМПП, оба раза с просьбой предоставить в распоряжение редакции копии судебных постановлений, на основании которых 10 автомобилей со штрафстоянок стали собственностью города. Однако, эти документы чиновники так и не предоставили. Не стали в ведомстве рассказывать и о том, кто и каким образом оценил стоимость каждого автомобиля, ограничившись общими фразами о том, что все машины «очень старые и автохлам» (оценивали их, судя по всему, «на глазок»). Но какие же автомобили стоят таких смешных денег? Наверное, рассыпающиеся от ржавчины «Жигули»? Ведь и руководитель ГКУ АМПП Гривняк говорил о том, что все машины, полученные Москвой — отечественные... Но, как оказалось, это не совсем так.

 

ИНОМАРКИ В ГРУППЕ РИСКА

В официальном ответе, полученном нами от ведомства, упоминается, что среди сменивших владельцев автомобилей наряду с отечественными марками («Жигули» 2104, 2105 и 2107 годов выпуска, «Москвичом» и «Таврией») есть и иномарки – Audi 80, Ford, Toyota и Daewoo Nexia. Немало машин зарубежного производства и среди той тысячи транспортных средств, что находится сегодня на столичных штрафстоянках и считается невостребованными. Это, в частности, такие марки, как Chevrolet, Nissan, Lifan, и перед всеми ними также маячит перспектива смены хозяев. Причем нет никакой гарантии, что эти авто, которые на рынке стоят десятки тысяч рублей, чиновники ГКУ «АМПП» не оценят в ту же скромную «десятку».

Но как быть владельцам таких транспортных средств? Они ведь могли просто оставить своих «желзных коней» и надолго уехать или, в худшем случае, оказаться в больнице. Все эти случаи еще не дают право кому бы то ни было лишать хозяев их собственности, защищенной Конституцией!

А БЫЛ ЛИ РОЗЫСК?

Александр Гривняк утверждает, что владельцев машин ищут с помощью «масштабного информирования» – но так ли это на самом деле?

– Поиском владельцев невостребованных машин наше ведомство не занимается, – сообщили нам в пресс-службе ГКУ АМПП, – если они в течение трех месяцев не объявились, то мы обращаемся в ГИБДД, и уже ее сотрудники приступают к «розыскной деятельности».

По словам источника в столичном ГИБДД, эта работа сводится к обзвону хозяев автомобилей — но лишь в том случае, если их телефоны есть в базах данных «дорожных» полицейских. Если нет — водителям просто направляют почтовые извещения. Вот уж действительно – «масштабное информирование»! Ну придет хозяину машины письмо в почтовый ящик — а он, может быть, и не живет по указанному адресу. И как тогда быть? По логике чиновников — очень просто: если автолюбитель не откликнулся, то в дело вступает суд. И если «слуги Фемиды» признают машину бесхозяйной, то она становится на учет города, а затем либо утилизируется, либо продается на торгах. По закону, торги — процедура открытая и доступ к ним могут получить все желающие. Вот только «заманчивая» стоимость эвакуированных иномарок в 10 000 рублей поневоле наводит на мысль, что авто могут найти своих владельцев и не дожидаясь торгов.

ПРАВОЗАЩИТНИКИ ПРОТИВ

– Конечно, вся схема получения Москвой автомобилей, которую сейчас активно внедряют в ГКУ АМПП, далеко не прозрачна, – гкомментирует ситуацию Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. Во-первых, очень странно, что ГИБДД не может по уже имеющемуся в их распоряжении автомобилю найти его хозяина. Нет номеров? Ну и что с того! У отечественных машин всегда есть номер на движке, а у иномарок — VIN-код под лобовым стеклом. По эти данным владельца машины всегда можно установить, а значит, и найти. Все остальное — отговорки. Что касается судебных решений о признании автомобилей бесхозяйными, то там должно быть четко указано, что были предприняты все возможные меры к поиску их владельцев, в нем были задействованы все инстанции, проведена серьезная работа и т.д. А дальше суд должен признать, что меры были приняты в достаточном объеме, и найти хозяина машины действительно невозможно. Так что просто сказать — мол, мы провели рассылку — здесь, безусловно, недостаточно. Одним словом, пока процедура смены хозяев авто, которую используют в ГКУ АМПП, сильно смахивает на какую-то не вполне законную, «теневую» схему.