В кровавой аварии автобусов под Хабаровском виноваты чиновники

Громкое ДТП под Хабаровском, где пятого августа погибли 15 и были ранены 63 человека, в который раз привлекло внимание к проблемам пассажирских перевозок. Как же отреагировали власти на очередную массовую гибель на трассе? Да никак!

С правоохранительными органами все понятно: уголовное дело по двум статьям УК, подозреваемые, экспертизы, проверки и т.п. В конце концов виноватого обязательно найдут, вот только погибшим в разбившихся автобусах и их близким от этого не горячо и не холодно. Региональные власти? Возможно, «пошерстят» местных перевозчков и обязательно сотрясут воздух громкими лозунгами. «Заставим поставить «речевики» на автобусы. Если водитель превысил скорость, он («речевик» то есть) должен кричать на весь автобус. Денег это больших не стоит. Нужны вещи, которые будут публично показывать, что водитель нарушает правила», — заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. Специалисты местного Ространснадзора вообще предложили запретить ночные автобусные маршруты. А в случае частых ДТП – расторгать договоры с допустившим их перевозчиками.

Как эти «гениальные» озарения предполагается вводит в жизнь – непонятно. Мало того, что законодательных рычагов для этого не существует, никто ведь даже не задумывается о механизмах контроля за их выполнением. А что же высшая власть? Президент страны в компании членов правительства вроде тоже что-то там толковали по следам хабаровской трагедии на трассе. Первый зампред правительства России Игорь Шувалов, например, привычно брякнул президенту что-то про борьбу с пьянством за рулем, про агрессивное вождение и про создание глобальной системы информирования водителей о дорожной ситуации.

Как все это может повлиять на аварии с автобусами? Да никак! Но это и не важно. Ведь что главное для ребят в дорогих пиджаках, посиживающих на заседаниях правительства в случае чего-то резонансного? Правильный ответ: быстро отреагировать. В тему, не в тему – не суть. Громкость рапорта в большинстве случаев куда важней смысловой нагрузки. Получается, что абсолютно ничего из предлагаемого властями принципиально не изменит ситуацию. Тем более, что у нас сейчас больше предпочитают искать ответ на вопрос «кто виноват». Хотя как раз «что делать» с катастрофически участившимися автобусными авариями специалисты отрасли знают прекрасно.

По большому счету, власти пустили на самотек все происходящее в отрасли. Да, понавставляли в автобусы тахографов. Да, в специальных журналах на автопредприятиях исправно «рисуются» отметки о прохождении водителем медосмотра; о том, что автобус проверен перед рейсом и т.п. Однако как только случается ЧП на дороге, выясняется, что все это «липа», чтобы проверяющие не привязывались. В случае с хабаровской автокатастрофой выяснилось, что водитель выполнял без нормального отдыха четвертый рейс подряд. А автобус был «обут» в покрышки от грузовика... То есть, выстроенная система контроля в этой сфере вроде бы работает. Но преимущественно на бумаге, а в истинное положение дел властям лезть недосуг. И их понять можно: куда интересней отлаживать механизмы уничтожения санкционного хамона и сыра с плесенью, чем возиться с какими-то автобусниками!

Хотя большинство аварий с автобусами происходит и происходило исключительно по вине водителей. Только за первое полугодие 2015 года в России по вине водителей автобусов произошло около 2300 ДТП, в которых 161 человек погиб и свыше 3600 были ранены. Мало кто знает, но сейчас в нашей стране 70% водителей, управляющих автобусами и грузовиками – не граждане России! И вообще, чтобы сесть за руль автобуса и повезти десятки людей в другой город (или на смерть) достаточно лишь отучиться на «права» категории «Д» и сдать экзамен в ГИБДД. Реальный стаж вождения при этом может быть равен нулю! Или вообще купить «права» автобусной категории где-нибудь в соседнем ауле, приехать с ними в Россию и – вперед на трассу. Такая ситуация сложилась по большей части потому, что в последние несколько лет Минтранс отменил собственные приказы, ранее четко регламентировавшие деятельность перевозчиков: №27 отменен в 2011 году, №2 — в 2013 и №15 — в 2014.

В 2013 году был принят закон, запрещающий работу шоферам без российского водительского удостоверения. Однако дата его вступления в силу все переносится и переносится. А тем временем гастарбайтеры с непонятной водительской квалификацией продолжают «рассекать» по дорогам России.

И сейчас автобусные парки, фактически, могут делать все, что угодно. Брать на работу кого угодно, ездить практически на чем угодно и как угодно – главное не привлекать к себе внимание громкими авариями. Тем более, что тот же Ространснадзор имеет право проверять своих «клиентов» не чаще чем 1 раз в 3 года. Интересно, какого дальнейшего развития ситуации ожидают чиновники всех уровней? Что все само собой наладится? Мановением какой волшебной палочки задолбанные переработками малоквалифицированные водители автобусов вдруг начнут избегать ДТП? Правительство, как видим, «заклинило» на теме пьянства. Местные власти не имеют особых полномочий, да и не горят особым желанием что-то делать, пока кровавый «гром не грянет»... Что же остается простым гражданам? Им можно лишь посоветовать не пользоваться автобусами. А водителю, завидевшему на трассе междугородний рейс, настоятельно рекомендуется немедленно съехать на обочину и переждать, пока непредсказуемая «шайтан-арба» скроется из виду.