Штрафы за нарушения ПДД с банковских счетов водителей спишут в безакцептном порядке

На полигоне МАДИ провели показательные испытания радиочастотных систем для определения нарушителей ПДД. Скоро технологию задействуют во всех автомобилях страны, после чего штрафы с банковских счетов автовладельцев начнут списывать без, как говорится, суда и следствия.

Два года назад Дмитрий Медведев дал указания Минкомсвязи, Минпромторгу, Минфину и МВД подготовить предложения о разработке государственных регистрационных знаков с микрочипами и технологией их радиочастотной идентификации (подробнее об этом можно прочесть здесь). К данной инициативе премьер-министра побудил не столь эффективный, как хотелось бы, объем денежных средств, поступающий за дорожные прегрешения моторизированных россиян в бюджет. По его словам, автоматические средства фото- и видеофиксации нарушений ПДД далеко не всегда работают корректно и довольно быстро выходят из строя. Более того, для защиты от них водители довольно быстро смогли найти ряд незаконных решений: заклеивают номера машин отражающей пленкой, оборудуют их скрывающими от взора «спидганов» магнитными крепежами, да и банально пачкают «жестнки» грязью. С учетом того, что максимальный штраф за нечитаемый номер (и то, если нарушителя поймают лично сотрудники ДПС) составляет 5000 рублей, а за грязный – всего 500 рублей, автовладельцы по-прежнему не прочь прибегать к подобным ухищрениям. Теперь этому должен прийти конец. А заодно власти и мошенники получат прямой доступ к электронным кошелькам водителей.

В начале текущего года на родине «Автодории» – столице Татарстана – оснастили добрую тысячу городских автобусов специальными RFID-метками. Каждый из них получил сразу по три чипа – в верхней части лобового стекла, а также в переднем и заднем номерных знаках. По результатам пилотного проекта, идентифицировать транспортные средства получилось в 97,4% случаев. А недавние показательные испытания на полигоне МАДИ смогли продемонстрировать безупречный эффект от применения радиометок. Речь о специальных микрочипах-диэлектриках, интегрированных в регистрационные знаки автомобилей, которые передают информацию не привычным светоимпульсным оптическим способом, а при помощи радиочастот. Причем комплекс, фиксирующий приближение автомобиля, способен получить данные не только о скорости, с которой он едет в настоящий момент, но и о средней скорости движения на участке между двумя такими модулями (по аналогии с «Автодорией»). Разумеется, система идентифицирует марку, модель, государственный знак авто и сведения о собственнике. Иными словами, не важно, скрыт ли номер или обляпан грязью – вы уже на крючке. Можно, конечно, снять номера и вовсе, но тогда не забудьте поменять и лобовое стекло.

Безусловно, идея хорошая. С ее помощью есть шанс не только снизить уровень нарушений ПДД, но и минимизировать число угонов, да и кражу самих регистрационных знаков. Впрочем, хитрецы все равно найдут способы обмануть закон, поэтому появление соответствующих «глушилок» уже не за горами. Хуже другое – «обязаловку» по установке таких номеров хотят навязать автовладельцам за их же собственные деньги. Либо заставят пойти и оплатить «услугу» целенаправленно, либо будут брать по умолчанию, как коммунальные платежи и транспортный налог. Представьте, о каких суммах идет речь, если автопарк страны сегодня насчитывает более 40 млн. одних только легковых машин (сколько авто зарегистрировано в субъектах федерациии, вы узнаете здесь). Что еще любопытно: ресурс активных меток не бесконечен. Ладно, если их привяжут к бортовой сети, а если речь идет о встроенных аккумуляторах? Будем менять их раз в пятилетку со всеми отсюда вытекающими? А откуда брать деньги на установку самих систем? По оценкам экспертов, монтаж радиочастотной антенны только на одну дорожную полосу обойдется, как минимум, в 1 000 000 рублей. Мало нам Олимпиады, Крыма и грядущего ЧМ по футболу – готовьтесь затянуть поясок еще туже. К гадалке не ходи – цены на все и вся продолжат расти со скоростью ветра.

Но это не единственный фактор, о котором стоит переживать. Инициаторы предложили привязать радиометки каждого авто к электронным кошелькам их владельцев и списывать с них деньги автоматически! Поймал, скажем, вас прибор за скорость, обочину или выезд за стоп-линию – со счета тут же будет снята необходимая сумма. Аналогичным образом планируется взимать плату и за парковку. А если у меня нет виртуальных денег, баланс опустится в минус? Да и в некоторых регионах России у людей до сих пор трудности с интернетом. А как быть в случае, если сервер банально зависнет? Платить потом вместо 100 рублей – 2500 (как это нередко происходит с теми же паркоматами, когда потом приходит штраф за неоплаченную стоянку или «благодаря» «глюкам» средства списываются со счета несколько раз подряд)? А как будут платить владельцы автомобилей с номерами других государств? В общем, вопросов много, а ответов пока ни на один из них нет. Про обжалование спорных штрафов и говорить нечего – это и сейчас в тяжбе с автоматическими комплексами сделать крайне трудно, а когда речь пойдет об уже списанных с ваших счетов деньгах... А еще есть риск, что к электронному кошельку через чип в машине «подсосутся» мошенники.

Но раз уж в Казани экспериментом остались довольны, то, как показывает история с той же пресловутой «Автодорией» рано или поздно нововведения вступят в силу. Для полноты картины не хватает запрета на использование радар-детекторов, как в некоторых европейских странах. И тогда зомбированные современной демократией россияне избежать ответственности уже не смогут наверняка.