13361

Сенатор Владимир Федоров: как нам реорганизовать ГИБДД

Последние годы смело можно назвать «черными» для ГИБДД России: это время для ведомства ознаменовано затяжным противостоянием с правительством Москвы. Власти города всеми силами пытаются забрать себе часть (а возможно, и все) полномочия дорожной полиции, и уже добились в этом деле немалых успехов. При этом «поражение» в столице вполне может стать началом конца уже Госавтоинспекции федеральной – ведь нет никаких гарантий, что «московский» сценарий не повторится в других регионах страны. Что ждет ГИБДД? Нужно ли вообще сохранять это ведомство? Или его функции лучше раздать другим структурам? Об этом и многом другом корреспондент портала «АвтоВзгляд» беседовал с экс-руководителем ГИБДД России, членом Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Владимиром ФЕДОРОВЫМ.
Изображение Сенатор Владимир Федоров: как нам реорганизовать ГИБДД

– В 2016 году российской госавтоинспекции исполнится 80 лет, – говорит Владимир Александрович, – она была основана в 1936-м, восемь лет спустя после основания отделов регулирования уличного движения (ныне дорожно-патрульная служба) в составе милиции СССР. За годы работы ведомства случалось всякое – но сейчас ситуация вокруг него действительно настораживает. Мне кажется, настало время решать, нужна ли России Госавтоинспекция. Если да – то ведомство нужно сохранять и развивать. Если нет – то надо решить, кому отдать его функции.

Когда  ситуация  вокруг  ГИБДД  начала  накаляться?

– Это случилось еще в бытность господина Колокольцева руководителем столичной милиции. Тогда были ликвидированы все окружные подразделения ГИБДД – и результат не заставил себя долго ждать. 30 с лишним регистрационно-экзаменационных подразделений лишись серьезного контроля «на местах» и стали подчиняться напрямую московскому руководству ведомства. Итог – коррупция, вседозволенность и взятки. Когда это вскрылось, был большой скандал, и начальник ГИБДД Ильин ушел в отставку, но ситуация в целом не изменилась – окружных подразделений дорожной полиции нет, в округах лишь дорожно-патрульная служба.

Но  это  был  лишь  первый  удар  по  службе?

– Да. Но и второй не заставил себя долго ждать – были приняты федеральные законы, дающие право двум городам – Москве и Санкт-Петербургу – самостоятельно штрафовать водителей за нарушения ПДД. Столица северная этим правом до сих пор не воспользовалась, а официальная – создала Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ), орган, фактически дублирующий ДПС. Его наделили полномочиями штрафовать водителей за нарушения правил остановки и стоянки в столице, но занимаются этим люди совершенно некомпетентные. Ведь не секрет, что Прокуратура РФ признала 600 000 штрафов МАДИ незаконными.

Ходит  много  разговоров  о  томчто  МАДИ  хотят  отдать  еще  и  всю  фотои  видеофиксацию  в  Москве...

– Так и есть – соответствующий законопроект лежит в Госдуме РФ. Согласно ему, Москва получит право штрафовать водителей за 40 с лишним составов нарушений ПДД. Причем среди них есть и такие, которые администрировать даже при наличии фото- и видеозаписей весьма затруднительно. Взять хотя бы статью 12.1 КоАП РФ – «Управление транспортным средством, не прошедшим ТО». Чтобы оштрафовать по ней водителя, нужно не просто заснять его машину, но и определить по базе данных, что автомобиль ТО не прошел.

Значитмосковским  властям  понадобится  доступ  к  таким  базам  данных?

– Не только доступ – столичные чиновники, по моим сведениям, намерены и дальше забирать функции у ГИБДД. Так, сейчас Москва пытается добиться того, чтобы проводить регистрацию ТС своими силами, без участия ГИБДД. Но совершенно непонятно, сможет ли город справиться с такой работой, которая важна для абсолютно всех ведомств – от Минобороны РФ до финансовых организаций. Кроме того, все-таки отдельно взятый город не может жить по правилам, отдельным от всей страны. Если отдавать регистрацию ТС на откуп Москве, так надо поступать и в остальных городах России – или же оставить эту работу ГИБДД. Неразбериха никогда на пользу не идет – взять хотя бы историю с техосмотром, который после не слишком удачного реформирования практически прекратил свое существование.

И  какой  путь  по-вашему  верный?

– Я могу сказать одно – московские чиновники в плане транспорта успели себя серьезно дискредитировать. Про 600 000 неверных штрафов от МАДИ я уже сказал. Можно вспомнить недавний скандал вокруг желтых такси, нарушения которых на выделенных полосах, как оказалось, почему-то не фиксируют дорожные камеры. Но ведь так можно кого угодно от наказания освободить – достаточно создать список номеров, внести их в базу, чтобы нарушения ПДД этих автомобилей просто не оформлялись должным образом. И нет никакой гарантии, что чиновники этим путем не пойдут.

Вы  считаетечто  подобные  манипуляции    это  торади  чего  Москва   «воюет»  с  ГИБДД?

– Не думаю – это скорее сопутствующие факторы. Главная причина – это деньги от дорожных штрафов. На первый взгляд, логики здесь нет – ведь кто бы их не собирал, МАДИ, ГИБДД – средства все равно идут не в федеральный, а в московский бюджет. Но сумму штрафов со всего города в принципе можно увеличить. Дело в том, что ГИБДД ставит дорожные камеры на наиболее аварийных участках дорог чтобы снизить там число ДТП. Однако устройства ведь можно устанавливать и в других местах – где водители массово совершают незначительные правонарушения, в целом практически не угрожающие безопасности других участников дорожного движения. Но сумма штрафов в таких местах будет больше чем от камер на наиболее аварийных участках дорог – и пополнить городской бюджет этими деньгами вероятнее всего и рассчитывают столичные чиновники, отнимая полномочия у ГИБДД.

–  Создается  ощущениечто  власти  Москвы  в  возможной  ликвидации  ГИБДД  в  городе  видят  сплошные  плюсы  –  а  минусы  просто  не  замечают...

– Хотя они, вобщем-то, видны даже невооруженным глазом – скажем, очевидно, что в городе стали хуже следить за организацией движения во время дорожных работ. Их число в городе огромно, но участки дорог при этом огораживают зачастую очень неграмотно. А контролировать все это просто некому – ведь окружные подразделения ГИБДД расформировали. Причем делалось это ради экономии средств, оптимизации – а теперь мы создаем МАДИ, ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), набираем в эти структуры большой штат сотрудников, тратим немалые деньги... Где здесь логика? Кстати, что касается МАДИ, чиновникам неплохо бы вспомнить, что в начале 90-х годов в Москве уже был опыт по созданию структуры, бравшей на себя полицейские функции – я говорю про Московскую строительную милицию. На нее потратили много денег, набрали штат в 2000 человек – но в итоге все равно распустили из-за ее неэффективности. Сейчас, как мне кажется, мы опять наступаем на те же грабли.

–  По-вашемупришло  время  спасать  Госавтоинспекцию?

– Как я уже говорил, нужно просто решить, сохранять ГИБДД или нет – и этому курсу следовать. Мне очевидно, что сейчас власти Москвы не справляются с теми функциями, которые они забрали у дорожной полиции. Поэтому для начала нужно вернуть окружные подразделения ГАИ в городе, чтобы руководство МВД «на местах» могло с помощью дорожной полиции влиять на дорожную ситуацию в отдельных районах мегаполиса. Это сразу улучшило бы транспортную обстановку в Первопрестольной. Второй шаг – возврат к двойному финансированию. Раньше вся милиция – и Госавтоинспекция в том числе – получала деньги как из федерального, так и из городского бюджета. Первые средства шли на контроль за дорогами, регистрацию ТС и техосмотр. Остальные вопросы – в том числе работу ДПС – финансировал город. И столичные власти во главе с мэром Лужковым как могли помогали ГИБДД, даже покупали ведомству автомобили, тем самым заботясь о безопасности москвичей на дорогах. Сейчас этого нет, все финансирование дорожной полиции – только из федерального бюджета, а ему сейчас нелегко. При этом помочь ГИБДД города не могут – даже для того, чтобы увеличить число сотрудников ДПС на несколько человек, нужно идти в Минфин РФ и там доказывать, что эти траты из федерального бюджета действительно необходимы. Такая ситуация серьезно мешает работе дорожной полиции.

–  А  вы  уверены,  что  даже  если  вернуть  двойное  финансирование,  города  захотят  помогать  ГИБДД?  Вряд  ли  московские  чиновники,  которые  пытаются свести  к  минимуму  роль  ведомства,  станут  оказывать  ему  помощь.

– Какие-то разборки, противостояния — это одна история. Но не стоит забывать о том, что дорожная полиция выполняет очень важную работу, которую вместо нее просто некому делать. Недавно у министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова было совещание, на котором поднимались проблемы нарушений ПДД, которые совершают водители грузовиков и автобусов. Огромное количество этих машин сегодня находится в частных руках, что позволят их владельцам не соблюдать жесткие требования, предусмотренные для юридических лиц и ИП. По автобусам ситуация вообще ужасает: в стране их 880 000, при этом половина – в частных руках, и лишь 20 000 из них оформлены на ИП. Только представьте — 420 000 автобусов в руках у физических лиц, практически безо всякого контроля! Страшная цифра. Что с ней делать — непонятно: на совещании звучали предложения о том, чтобы вообще не регистрировать грузовики и автобусы за физическими лицами. Какое решение примут в итоге, я не знаю. Но знаю другое — решить эту проблему в масштабах России без участия ГИБДД просто не получится. Поэтому ведомство нужно сохранить — без него наши дороги никогда не будут в безопасности.